Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией

Новая педагогика » Использование массажа в коррекционно-логопедической работе с дизартриками » Массаж при двигательных нарушениях, обусловленных дизартрией

Страница 2

Комплекс массажных движений составляется с учетом того, какая групп движений больше нарушена. В любом случае, массаж должен включать все группы мышц, поскольку они взаимосвязаны. Последовательность массажных движений и приемы массажа будут зависеть от состояния мышечного тонуса. Так, например, при нарушении движений обеспечиваемых работой круговой мышц губ при повышенном тонусе массаж начинается с косвенных мышц, т.е. с мышц шеи, затем мышц радиально расположенных и лишь в последнюю очередь следует приступать к массажу круговой мышц рта. При пониженном тонусе мышц комплекс массажных движений проходит в обратной последовательности, т.е. начинать логопедический массаж следует с наиболее пораженных (первичных мышц, лишь затем переходя к второстепенным.

Третья проблема касается состояния мышц языка.

Ни одна мышца нашего тела не имеет такого строения, как язык. В этом смысле мышечное строение языка уникально.

Во-первых, корень языка недоступен для непосредственных массажных движений. Во-вторых, все мышцы языка расположены симметрично, их делит продольная борозда на правую и левую части.

Соответственно, при составлении массажного комплекса, направленного на нормализацию произношения язычных звуков, необходимо учитывать все группы мышц, как непосредственно, так и опосредованно влияющие на состояние мышц языка. Комплекс массажных движений составляется с учетом того, какие движения языка страдают в большей степени. Как и в выше приведенных примерах, массаж должен включать все группы мышц, поскольку они взаимосвязаны. Последовательность массажных движений приемы массажа будут зависеть от состояния мышечного тонуса. Так, например, известно, что при повышенном тонусе мышц языка, язык лежит горбом, оттянут кзади, при попытке прикосновения к языку имеется ярко выраженный рвотный рефлекс и резкое усиление мышечного тонуса. В этом случае рекомендуется начинать массаж с косвенных мышц, т.е. с мышц шеи (группа подъязычных мышц), затем мышц дна полости рта, причем как с наружной, так и внутренней стороны. Это даст возможность расслабить собственно мышцы языка, после чего можно перейти к непосредственному массажу языка, становится возможным и эффективным.

При пониженном тонусе мышц комплекс массажных движений проходит в обратной последовательности, т.е. можно начинать логопедический массаж с наиболее пораженных мышц, т.е. собственно с языка, лишь затем переходя к второстепенным. В данном случае включение в массажный комплекс групп второстепенных мышц обеспечит более высокий результат коррекционного воздействия.

Таким образом, останавливаясь лишь на трех практических примерах составления комплекса массажных движений при дизартрии, мне хотелось бы еще раз обратить внимание на ряд принципов, которые должны быть учтены при использовании логопедического массажа в коррекционно-педагогической работе.

во-первых, это необходимость хорошего знания анатомии и физиологии периферического речевого аппарата;

во-вторых, необходимость владения диагностическими методами, позволяющими определить состояние мышечного тонуса различных групп мышц речевого аппарата,

в - третьих, подбор соответствующих приемов массажных движений и установление определенной последовательности массажных движений в каждом конкретном случае,

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Практические рекомендации родителям по развитию просодического компонента речи детей старшего дошкольного возраста детей с ЗПР
В настоящее время проблемы просодической организации речевого высказывания детей с замедленным психическим развитием выдвигаются на первый план не только в лингвистике, психолингвистике, теории коммуникации, но и в методике обучения языку, и в частности, в методике коррекционного обучения. - Причины нарушения просодического компонента речи могут быть вызваны артикуляционным нарушением. Необходимо ...

Формирование дизайнерских навыков при обучении ремонтно-строительным работам как социально-педагогическая проблема
В условиях современного «строительного бума» появилась необходимость в обучении учащихся ремонтно-строительным работам, и не только в связи с о «строительным бумом», но и необходимостью выполнять такие работы в быту. А в быту, как известно нужно уметь произвести практически все виды ремонтно-строительных работ. К ним мы можем отнести обойные работы, малярные работы, штукатурные работы, отделочные ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru