Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение в пенитенциарной системе

Новая педагогика » Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение в пенитенциарной системе

Страница 3

Так, были проведены многократные исследования студентов-заключенных ИУ по методике портретных выборов (МПВ) Л. Сонди с целью построения их глубинных психологических портретов. Методика основана на выявлении и отражении динамики влечений человека. Данное исследование проводилось в течение четырех месяцев (почти с самого начала обучения).

Обследуемый контингент студентов в основной своей массе осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления. Известно, что такому типу преступников свойственна повышенная агрессивность. В связи с длительным заключением и лишением возможности общения с противоположным полом у абсолютного большинства осужденных отмечается повышенная сексуальная напряженность. Однако при анализе полученных данных МПВ было отмечено снижение со временем показателей по обеим реакциям факторов соответствующих влечений, отражающих агрессивность. При этом почти у всех студентов ИУ степень агрессивности по указанным показателям снизилась до средних допустимых величин (то есть в социально приемлемых рамках). Такая тенденция сохраняется в течение всего периода исследования.

Данные исследования говорят о снижении и уравновешенности агрессивности и сексуальной напряженности. Кроме того, отмечены некоторые сдвиги в сторону снижения как сексуальной напряженности, так и агрессивности. В связи с тем, что данные изменения отмечены у абсолютного большинства обследуемых студентовзаключенных ИУ, можно сделать предположение о том, что именно образование оказывает такое сублимирующее воздействие (переводя агрессивные и сексуальные тенденции в социально приемлемое русло на сам процесс обучения). Данный сублимирующий эффект является неспецифичным. Интересны и данные опроса преподавателей СГА, проводящих занятия в ИУ. По их мнению, осужденные студенты меняют свое поведение, речь, интересы, общение. В целом преподаватели отмечают социально приемлемую динамику изменения личности осужденных в процессе обучения.

Таким образом, высшее образование в тюрьмах необходимо не только для дальнейшей социальной адаптации осужденных на свободе, но и для их психологической, социальной и духовной реабилитации уже в процессе обучения в местах лишения свободы.

Кроме того, в результате психологопедагогического мониторинга были получены данные, приведенные ниже.

Изменяется уровень интеллектуального развития. Средний бал Ю абитуриента 103. Через год обучения он уже составляет 109 баллов. При этом повышаются нижние и верхние границы интеллекта в группе (у абитуриента 71 и 130, через год соответственно 81 и 135).

Отмечается переоценка жизненных ценностей. Наблюдается снижение ценности материального благополучия и престижа. При этом повышается ценность образования, семьи, общественной жизни и физической активности. Меняется и направленность личности. Так, имеет место повышение гуманистической направленности за счет повышения ценности саморазвития, духовной удовлетворенности, социальных контактов и творчества.

Происходят значительные позитивные изменения в поведенческой сфере (манеры, речь, общение). То же наблюдается и в сфере интересов студентов: литература, философия, психология, религия.

Таким образом, в процессе реализации образовательно-воспитательного процесса отмечается закономерный рост интеллекта, переоценка жизненных ценностей в гуманистическом и творческом ключе, активация сублимирующих механизмов в отношении повышенных агрессивных и сексуальных тенденций.

При обследовании мужчин, отбывающих срок наказания в исправительных учреждениях Самарской области и поступающих на обучение, были выявлены общие тенденции по свойствам аффективноэмоциональной сферы и общим механизмам психологической защиты. В комплексе данные исследования отражают особенности психологической организации, характерные для лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы и вступающих в процесс обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования
Образовательный блок «Искусство» как системная педагогическая структура реализует качественное обучение предметов художественно-эстетического цикла по всем направлениям творческой деятельности от ступени к ступени, изначально, как это и заложено самой ПРИРОДОЙ, определяя ученику место ТВОРЦА и СОЗДАТЕЛЯ, способного созидать и создавать. Многоступенчатая система обучения в образовательном блоке «И ...

Инновационный краткосрочный проект «Домик для Петрушки» по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Тема проекта: «Сюжетно-дидактические игры математического содержания в самостоятельной деятельности детей 6 года жизни». Цель данного проекта: показать эффективность применения сюжетно-дидактических игр, в целях развития математических знаний и элементарного экономического образования, для вызывания интереса к сюжетно-дидактическим играм математического содержания и применению их в самостоятельно ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru