Что такое интеллектуальная собственность и как коммерциализировать результаты научных исследований

Новая педагогика » Методика и методология курса "Социология науки" с экологической составляющей » Что такое интеллектуальная собственность и как коммерциализировать результаты научных исследований

Страница 5

Подавляющее большинство ученых до сих пор считают, что главной, если не единственной причиной, поставившей нашу науку даже не на грань, а за грань выживания, является сокращение государственного финансирования. Возникает впечатление, что во всех прочих отношениях наша наука вполне здорова и с возобновлением притока средств готова воспрянуть. Действительно, система советской науки, вполне оформившаяся к середине 30-х годов, оказалась для тех условий чрезвычайно удачной. Она помогла Советскому Союзу выйти из тяжелейшего испытания, каким была Великая Отечественная война. Научный, технологический и кадровый потенциал советской науки с успехом вынес и дополнительные нагрузки по форсированному созданию и освоению ядерных и ракетных технологий. Он же обеспечил быстрое восстановление народного хозяйства страны в послевоенные годы.

Ученые лучше других понимают, что вывести страну из ее теперешнего состояния немыслимо без помощи науки, без привнесения ее результатов, методов и подходов во все сферы государственного и хозяйственного механизма. Но ведь и наука для этого понадобится другая. Можно сколь угодно сетовать на ее "прагматизацию", на принижение престижа чистого знания или на отступления от священного принципа свободы исследований. Жестокая реальность рано или поздно заставит позабыть обо всем этом в пользу резкого и быстрого повышения экономической и общественной отдачи науки.

Но научно-техническая политика государства не может ограничиваться прямым финансированием НИОКР. Еще более большое значение имеют методы косвенного государственного финансирования научной сферы. К сожалению, пока еще механизм государственного регулирования НТП в Российской Федерации находится, по существу, в рудиментарном состоянии по сравнению с промышленными странами Запада. У нас многие до сих пор просто не знают, что практически вся сфера НИОКР и научно-технической деятельности в этих странах в той или иной мере подпадает под налоговый иммунитет на федеральном (государственном) или местном уровне власти.

В промышленных странах налоговое законодательство и его инструменты — важнейший рычаг стимулирования развития науки и техники и ускорения НТП.

В этой связи одной из важнейших мер совершенствования отечественного хозяйственного механизма в сфере НИОКР должна стать дальнейшая разработка регламентирующего законодательства. Пакет мер по налоговым льготам по научной деятельности мог бы включать следующие меры:

Освобождение от НДС всех операций государственных научных и научно-образовательных учреждений, включая РАН, по приобретению оборудования и материалов, необходимых для поддержания исследовательских работ, а также всех редакционно-издательских и транспортных операций и услуг средств связи.

Освобождение от налогов всех видов образовательной деятельности (обучение, повышение уровня квалификации своих и чужих сотрудников и т. д.), проводимой государственными научными учреждениями или их сотрудниками, в том числе и в неакадемических образовательных учреждениях.

Льготы по подоходному налогу и пенсионным сборам применительно к выплатам сотрудникам РАН и других государственных научных учреждений в связи с проводимой ими научно-исследовательской или образовательной деятельностью.

Освобождение от любых видов налогообложения целевых безвозмездных поступлений (грантов), получаемых государственными научными и научно-образовательными учреждениями.

Национальная доктрина развития науки и промышленности должна исходить из понимания того факта, что в условиях глобального научно-технического отставания и недостатков ресурсов, в том числе финансовых, попытки догнать, а тем более обойти передовые страны на пути ускоренного усвоения традиционных технологий, обречены на неудачу. Только усиленное развитие принципиально новых идей и подходов, когда все находятся в одинаковой стартовой позиции, может дать потенциальную возможность завоевать передовые позиции на рынке новых технологий. Поэтому изучение механизмов функционирования научного комплекса и поддержания высоких темпов научно-технического прогресса становится важнейшей политической задачей, важнейшей функцией государства. Правительственное вмешательство и контроль в сфере научных разработок необходимы также для обеспечения национальной и международной безопасности.

Перспектива более жесткого вмешательства государства и общества в организацию и проведение научных исследований задевает амбиции части ученых, привыкших к атмосфере свободного и почти неограниченного творчества, еще недавно существовавшего в нашей научной среде. Но суровая реальность полунищенского существования последних лет должна была убедить многих в необходимости радикальных организационных перемен. С другой стороны, многие наши государственные деятели и высокопоставленные чиновники в плане политических воззрений и опыта еще пребывают в возрасте юношеского максимализма и веры в светлые идеалы "свободной рыночной экономики", возлагая надежды на чудодейственную силу "рыночных принципов", в том числе в развитии науки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Психолого-педагогические задачи игросистемы
1. Изучение нового материала, формирование умений и навыков, обобщение и контроль знаний. 2. Раскрытие творческих возможностей учащихся. 3. Воспитание коллективизма и взаимовыручка в решении трудных проблем. 4. Взаимообучение. Многие игры предполагают совещательный процесс. В группе, где собраны сильные и слабые ученики, идет процесс взаимообогащения информацией и умениями. 5. Воспитание чувства ...

Требования к знаниям и грамматическим навыкам учащихся в устной речи
Все требования к учащимся в средней школе и на раннем этапе обучения направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщения к ценностям мировой культуры. При обучении иностранному яз ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru