Что такое интеллектуальная собственность и как коммерциализировать результаты научных исследований

Новая педагогика » Методика и методология курса "Социология науки" с экологической составляющей » Что такое интеллектуальная собственность и как коммерциализировать результаты научных исследований

Страница 5

Подавляющее большинство ученых до сих пор считают, что главной, если не единственной причиной, поставившей нашу науку даже не на грань, а за грань выживания, является сокращение государственного финансирования. Возникает впечатление, что во всех прочих отношениях наша наука вполне здорова и с возобновлением притока средств готова воспрянуть. Действительно, система советской науки, вполне оформившаяся к середине 30-х годов, оказалась для тех условий чрезвычайно удачной. Она помогла Советскому Союзу выйти из тяжелейшего испытания, каким была Великая Отечественная война. Научный, технологический и кадровый потенциал советской науки с успехом вынес и дополнительные нагрузки по форсированному созданию и освоению ядерных и ракетных технологий. Он же обеспечил быстрое восстановление народного хозяйства страны в послевоенные годы.

Ученые лучше других понимают, что вывести страну из ее теперешнего состояния немыслимо без помощи науки, без привнесения ее результатов, методов и подходов во все сферы государственного и хозяйственного механизма. Но ведь и наука для этого понадобится другая. Можно сколь угодно сетовать на ее "прагматизацию", на принижение престижа чистого знания или на отступления от священного принципа свободы исследований. Жестокая реальность рано или поздно заставит позабыть обо всем этом в пользу резкого и быстрого повышения экономической и общественной отдачи науки.

Но научно-техническая политика государства не может ограничиваться прямым финансированием НИОКР. Еще более большое значение имеют методы косвенного государственного финансирования научной сферы. К сожалению, пока еще механизм государственного регулирования НТП в Российской Федерации находится, по существу, в рудиментарном состоянии по сравнению с промышленными странами Запада. У нас многие до сих пор просто не знают, что практически вся сфера НИОКР и научно-технической деятельности в этих странах в той или иной мере подпадает под налоговый иммунитет на федеральном (государственном) или местном уровне власти.

В промышленных странах налоговое законодательство и его инструменты — важнейший рычаг стимулирования развития науки и техники и ускорения НТП.

В этой связи одной из важнейших мер совершенствования отечественного хозяйственного механизма в сфере НИОКР должна стать дальнейшая разработка регламентирующего законодательства. Пакет мер по налоговым льготам по научной деятельности мог бы включать следующие меры:

Освобождение от НДС всех операций государственных научных и научно-образовательных учреждений, включая РАН, по приобретению оборудования и материалов, необходимых для поддержания исследовательских работ, а также всех редакционно-издательских и транспортных операций и услуг средств связи.

Освобождение от налогов всех видов образовательной деятельности (обучение, повышение уровня квалификации своих и чужих сотрудников и т. д.), проводимой государственными научными учреждениями или их сотрудниками, в том числе и в неакадемических образовательных учреждениях.

Льготы по подоходному налогу и пенсионным сборам применительно к выплатам сотрудникам РАН и других государственных научных учреждений в связи с проводимой ими научно-исследовательской или образовательной деятельностью.

Освобождение от любых видов налогообложения целевых безвозмездных поступлений (грантов), получаемых государственными научными и научно-образовательными учреждениями.

Национальная доктрина развития науки и промышленности должна исходить из понимания того факта, что в условиях глобального научно-технического отставания и недостатков ресурсов, в том числе финансовых, попытки догнать, а тем более обойти передовые страны на пути ускоренного усвоения традиционных технологий, обречены на неудачу. Только усиленное развитие принципиально новых идей и подходов, когда все находятся в одинаковой стартовой позиции, может дать потенциальную возможность завоевать передовые позиции на рынке новых технологий. Поэтому изучение механизмов функционирования научного комплекса и поддержания высоких темпов научно-технического прогресса становится важнейшей политической задачей, важнейшей функцией государства. Правительственное вмешательство и контроль в сфере научных разработок необходимы также для обеспечения национальной и международной безопасности.

Перспектива более жесткого вмешательства государства и общества в организацию и проведение научных исследований задевает амбиции части ученых, привыкших к атмосфере свободного и почти неограниченного творчества, еще недавно существовавшего в нашей научной среде. Но суровая реальность полунищенского существования последних лет должна была убедить многих в необходимости радикальных организационных перемен. С другой стороны, многие наши государственные деятели и высокопоставленные чиновники в плане политических воззрений и опыта еще пребывают в возрасте юношеского максимализма и веры в светлые идеалы "свободной рыночной экономики", возлагая надежды на чудодейственную силу "рыночных принципов", в том числе в развитии науки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Учебно-методический комплекс по системе В. Д. Эльконина –В. В. Давыдова
Система существует более 40 лет, проверена временем, завоевала всеобщее признание. С 1995-1996 учебного года система начального образования Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова признана государственной системой начального обучения (наравне с традиционной системой и системой развивающего обучения Л.В.Занкова). УМК системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова включает в себя учебники по всем основным предметам: - ...

Уровень цветного восприятия у детей старшей возрастной группы
Уровень цветного восприятия у детей старшей возрастной группы достаточно высок: дети передают наиболее характерный цвет предметов (солнце желтое, трава зеленая и т.д.), видят нюансы и изменение цвета при изображении предметов (природа в разное время года). Однако, рисуя, обычно пользуются одними и теми же карандашами и красками, не стремясь и не умея создавать новые цвета и оттенки, почти не испо ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru