Роль мотивационных факторов в выборе профессии у школьников

Новая педагогика » Роль мотивационных факторов в выборе профессии у школьников

На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Молодой человек должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны.

Выбор профессии - один из важных шагов в человеческой жизни. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику верно решить проблему профессионального выбора призвана профориентационная работа в школе. Это и является основной задачей предпрофильной подготовки школьников. Перед выпускником средней школы стоит вопрос предварительного профессионального самоопределения. Уже в 9 классе учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о выборе профиля обучения. Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию. Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию.

Мотивация является одной, из фундаментальных проблем, как отечественной, так и зарубежной психологии. При этом, как писал X. Хекхаузен: едва ли найдется другая такая же необозримая область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации. Разработка проблемы мотивации связана, прежде всего, с анализом источников активации человека, побудительных сил его деятельности, поведения, с поиском ответа на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, "ради чего" он ее осуществляет.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью подготовки старшеклассников к выбору профессии и недостаточностью методических рекомендаций по изучению роли мотивационных факторов в выборе профессии и способах формирования внутренних мотивационных факторов.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение роли мотивационных факторов выбора профессии у школьников.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: "Роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников".

Объект исследования: процесс выбора профессии у детей старшего школьного возраста.

Предмет исследования: роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников.

Цель исследования: теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы проверить роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что уровень мотивации старшеклассников при выборе профессии недостаточно сформирован. Проведение специально организованной работы по формированию мотивационных факторов старшеклассников в выборе профессии положительно скажется на уровне профессионального самоопределения старшеклассников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие "мотивационные факторы" в психолого-педагогической литературе.

3. Выявить особенности выбора профессии у школьников.

4. Экспериментальным путем проверить роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников.

Теоретико-методологическая основа исследования: описания критериев принятия решения о выборе профессии в работах Ю.М. Забродина, А.В. Карпова, Е.А. Климова, И.В. Кузнецовой, М.В. Ретивых, В.Д. Шадрикова, и др., теоретические исследования мотивационных факторов выбора профессии старшеклассников С.И. Вершинина, Н.Н. Захарова, Е.Л. Климова, М.С. Савиной, С.Н. Чистяковой и других.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

наблюдение, интервьюирование учеников и учителя.

сравнение, изучение документации;

организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы.

Опытно-экспериментальная база исследования: МОУ "Викуловская коррекционная школа-интернат". В эксперименте участвовали учащиеся 9 класса.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - постановочный (01.02.10 - 01.03.10) - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.

Второй этап - собственно-исследовательский (02.03.10 - 02.04.10) - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

Третий этап - интерпретационно-оформительский (03.04.10 - 03.05.10) - обработка и систематизация материала.

Научная новизна исследования: исследования состоит в том, что мотивационные факторы выбора профессии впервые рассматриваются как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально проверена роль мотивационных факторов выбора профессии у школьников.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 42 наименования, приложения. Работа включает таблицы (3), иллюстрирована рисункам (1). Общий объем работы 44 страницы компьютерного текста.


Похожие статьи:

Специфические особенности общения детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Исходя из того, что псевдобульбарная дизартрия у детей обычно входит в синдром детского церебрального паралича, мы рассматриваем особенности общения, а также особенности развития коммуникативной деятельности при псевдобульбарной дизартрии применительно к детям, имеющим детский церебральный паралич. Общение следует рассматривать в качестве специфической формы деятельности человека и одного из глав ...

Диктант как метод формирования орфографической зоркости
Орфографическая зоркость – способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Ее не следует смешивать со зрительной памятью и зрительным восприятием. Умение видеть орфограммы достигается долгой тренировкой. Развитию орфографической зоркости способствуют диктанты. Диктант – это один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся; наибольшее распространение п ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru