Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Новая педагогика » Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи, а именно – дошкольников с клиническим диагнозом «псевдобульбарная дизартрия», так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений.

Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков аномального ребенка. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных навыков детей с псевдобульбарной дизартрией является одной из приоритетных задач специальных образовательных учреждений по коррекционной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков субъектов общения.

Теоретические основы формирования коммуникативных навыков личности рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.

В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Несовершенство коммуникативных навыков, речевая инактивность не обеспечивают процесс свободного общения и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности.

Анализ теории и практики особенностей формирования коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией свидетельствует о ее существенных недостатках. Недостаточно изучена структура коммуникативных навыков дошкольников, не рассматриваются педагогические условия и пути формирования коммуникативных навыков таких детей. Мало внимания уделяется формированию коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией с учетом их индивидуальных показателей развития (уровень развития коммуникативных навыков, наличие или отсутствие отклонений в психическом развитии); недостаточно полно используются возможности таких практико-ориентированных средств формирования коммуникативных навыков, как сюжетно-ролевые игры; не уделяется внимания формированию адекватной самооценки как одному из условий развития коммуникативных навыков.

Выявленные недостатки объясняются наличием объективно складывающихся противоречий: между существующей потребностью эффективного формирования коммуникативных навыков детей с псевдобульбарной дизартрией и преобладанием авторитарного подхода к практическому решению данной проблемы; между необходимостью обеспечения единства всех компонентов коммуникативных навыков личности и эпизодическим формированием лишь части этих компонентов у дошкольников.

Актуальность проблемы, ее социальная значимость и недостаточная разработанность определили тему нашего исследования: «Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией»

Объект исследования – процесс формирования коммуникативных навыков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

Предмет исследования – система логопедической и педагогической коррекции, направленная на формирование коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

Цель исследования – выявление и проверка эффективности педагогических условий организации процесса формирования коммуникативных навыков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

В соответствии с поставленной целью, выделенными объектом и предметом квалификационного исследования были определены задачи:

Определить методологическую основу исследования как результат анализа современных подходов к решению проблемы теоретических основ особенностей формирования коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

Разработать критерии, показатели и комплексную методику диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях центра реабилитации.

Разработать и апробировать систему логопедической и педагогической коррекции, направленную на формирование коммуникативных навыков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

Разработать научно-методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

Методологическую основу исследования составили положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского, учения о деятельности; о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.), положения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детей (Л.А. Данилова, О.Е. Грибова, Н.А. Смирнова, Л.М. Шипицына и др.), о взаимосвязанном развитии личности и общества.

Теоретической базой исследования являются: теория общения (М.И.Лисина), теория развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), теория личностно-ориентированного обучения (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.)

Основу гипотезы исследования составило положение о том, что процесс формирования коммуникативных навыков у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией будет протекать более эффективно, если:

он строится на принципах дифференциации и индивидуализации;

осуществляется мотивация продуктивной коммуникативной деятельности дошкольников с псевдобульбарной дизартрией посредством создания мотивирующей среды;

обеспечивается единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности при включении дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в практико-ориентированную коммуникативную деятельность;

реализуется организационно-методическое обеспечение, основанное на поэтапном формировании у дошкольников коммуникативных навыков и отношения к себе как к субъекту коммуникативной деятельности

В исследовании были использованы различные методы:

Методы исследования:

теоретические: анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования;

эмпирические: словесно-диагностические методы (беседы, интервью); наблюдения; изучение педагогической документации;

статистические: математическая и статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Исследование проводилось в 2006/2007 учебном году и включало три этапа:

Первый этап – поисково-теоретический – проанализированы литературные источники, определен научный аппарат исследования, формирование комплекса диагностических методик.

Второй этап – опытно-экспериментальный – проведение констатирующего эксперимента, проведение формирующего эксперимента, анализ результатов эксперимента.

Третий этап – обобщающий – осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации.

Экспериментальная база исследования: Государственное учреждение «Центр реабилитации детей и подростков-инвалидов «Надежда», г. Волжский.

Научная новизна результатов нашего исследования состоит в обобщении и систематизации психолого-педагогического знания по проблеме организации процесса формирования коммуникативных навыков у детей с псевдобульбарной дизартрией.

Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что разработан комплекс диагностических методик по определению уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с псевдобульбарной дизартрией, а также система коррекционных мероприятий, в процессе которых происходит формирование этих коммуникативных навыков.

Апробация результатов исследования осуществлялась через выступление на студенческой научной конференции ВГПУ в апреле 2007 гг.


Похожие статьи:

Основные аспекты профильного обучения
В соответствии с Концепцией развития РК до 2015 года, одобренной Правительством РК 24.0204, Государственной программой развития образования РК на 2005-2010 годы, утвержденной Президентом РК от 11 октября 2004 года № 1459, на 3 ступени – среднее общее образование, предусматривается профильное обучение, продолжительность 2 года, 11-12 классы, ставится задача создания "системы специализированно ...

Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно- развивающего обучения в количестве 8 человек: 2 девочки и 6 мальчиков, возраст детей 9- 10 лет. Целью практического исследования стало изучение возможностей коррекции и развития коммуникативных умений детей с нарушением интеллекта Б ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru