Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике

Новая педагогика » Использование массажа в коррекционно-логопедической работе с дизартриками » Виды и приемы массажа, используемые в логопедической практике

Страница 1

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.

В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа:

1)

дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа;

2)

точечный массаж, т.е. массаж по биологически активным точкам (активизирующий или расслабляющий);

3)

массаж с применением специальных приспособлений или "зондовый" массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка, игольчатый молоточек, вибромассажер и т.п.);

4)

элементы самомассажа.

Приступая к логопедическому массажу, надо иметь в виду, что между силой воздействия при массаже и обратной реакцией имеется сложная зависимость. Как правило, легкое, медленное поглаживание снижает возбудимость тканей, оказывает успокаивающее воздействие, дает приятное ощущение тепла, создает эмоциональное состояние покоя и комфорта. Данный прием рекомендуется использовать при повышенном тонусе мышц. Энергичные, быстрые, активные движения повышают раздражимость тканей, активизируют мышечный тонус и рекомендуются при пониженном тонусе мышц.

Соответственно, выбор последовательности массажных движений и приемов их выполнения в логопедическом массаже определяются состоянием тонуса пораженных мышц.

Наиболее актуально применение логопедического массажа при таком речевом нарушении как дизартрия.

Мне хотелось бы подробнее на одном из видов массажа - точечном, и рассмотреть его несколько подробнее.

В основу точечного массажа положен тот же принцип, что при проведении метода иглоукалывания .

Противопоказания к нему служат: наличие злокачественных новообразований любой локализации, при высокой температуре тела активных формах туберкулеза, язвенной болезни желудка, резком истощении, заболеваниях крови, состоянии острого психического возбуждения, при беременности и в старческом возрасте. Не следует делать точечный массаж натощак, а также при резких перепадах атмосферного давления. Движение пальца - горизонтально-вращательное, направленное по часовой стрелке, или вибрирующее, но не всегда безостановочное. Вращение или вибрацию производят в определенном темпе (замедляющем или ускоряющем) и сочетают с некоторым давлением.

В последние годы резко возрос процент детей с речевой патологией обусловленной нарушениями иннервации органов артикуляции. Существенную помощь в коррекции дизартрии оказывает точечный массаж, который необходимо включать в комплексное логопедическое воздействие.

Каждый курс и процедуру рекомендуется начинать с массажа точек 1 2, что повышает защитные силы организма. Точку 1 массируют поочередно на левой и правой руке, а точку 2 - одновременно на обеих ногах. Ребенок при этом сидит, вытянув ноги. В первые два дня массируются точки 1 и 2. Во время третьей и четвертой процедур одновременно массируй: симметричные точки 3 и 4 шейно-воротниковой области. Проводя пятую шестую процедуры, массируют точки 5 и 6 одновременно с обеих сторон. На точки 7 и 8 воздействуют одновременно. При массаже точки 9, расположенной на расстоянии одного сантиметра от угла рта, рот должен быть слегка приоткрыт. Последовательно массируют и другие точки.

Если у ребенка нарушена не только артикуляция, но и дыхание (при дизартрии), то врачи - рефлексотерапевты советуют воздействовать на точки 14, 15, 16 и 17, ответственные за дыхательный акт в процессе речи.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности
Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет в процессе художественной деятельности. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи: 1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста 2) оцени ...

Специфика курса ИТ в вузе
Системная модель обучения включает: входные знания, формируемые школьной программной по информатике и информационным технологиям; выходные знания, формируемые вузовской программой по информатике; методики обучения, определяющие эффективность обучения (время обучения и уровень компетенции). Общая характеристика учебной дисциплины информатика. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru