Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.
Буквальное содержание понятия «интеграция» ввёл в 60-х годах ХІХ в. англичанин Г. Спенсер (с лат. integratio – целый), но оно мало отражало реальное содержание тех процессов, которые определяются этим термином сегодня.
В словарях понятие «интеграция» определяется как объединение в одно целое ранее изолированных частей, элементов, компонентов, что сопровождается осложнением и укреплением связей и отношений между ними. Философы определяют его как процесс движения и развития определённой системы, в которой частота и интенсивность взаимодействий её элементов растёт - усиливается их взаимодействие и уменьшается их относительная самостоятельность по отношению одна к другой. При этом могут появляться новые формы, которых не было в истории этой системы. Образование связей , далее существенных взаимозависимостей , появление качественно новых свойств , присущих только совокупности взаимосвязанных элементов, процессов, явлений - все это не что иное, как последовательное установление целостности.
Под интеграцией в широком смысле понимают процесс становления целостности. Определение интеграции как процесса взаимопроникновения означает не растворение одного в другом, а их единство, то есть сохранение взаимодействующих систем и налаживание между ними взаимных контактов.
Можно сделать вывод из определения интеграции, что она возникает в том случае, когда:
- есть ранее независимые вещи, процессы, явления;
- есть объективные предпосылки их объединения;
-объединение происходит путём установления существенных взаимосвязей, которые определяют и изменяют функционирование элементов, что интегрируются;
- результатом объединения является система, которая имеет свойства целостности.
В современных условиях, в результате буйного развития многочисленных отраслей знаний понятие «интеграция» переросло конкретно-научные рамки. Его с успехом используют науки в процессе исследований существенных сторон развития общества. Это даёт возможность считать, что интеграция с тенденции обращается в объективную закономерность. Под действием общественно-исторической практики интеграция наполняется новым содержанием, обогащается, становясь философской категорией, предназначенной для отражения наиболее значимых связей и отношений между различными сторонами окружающей действительности.
Что же понимают под интеграцией в обучении? Среди дидактов единой точки зрения на трактовку данного понятия нет, поскольку спорными являются вопросы об основных функциях, формах, уровнях интеграции, недостаточны определены возрастные возможности учащихся, касающиеся их применения. Так, например, Б. Бернштейн под интеграцией рассматривает подчинение учебных предметов единой рациональной идеи. П. Бпек предусматривает объединение материапа в отдельные учебные предметы. Г. Овеус предполагает необходимость целостной совокупности учебных предметов.
Интеграцию рассматривают также как иерархическое обобщение {синтез} , объединение на различных уровнях (предметный, межпредметный, психологический ) . С. Куи рассматривает интеграцию как синтез учебного материала на уровне глобальных проблем : человек, окружающая действительность и пр.
Многие современные учёные-педагоги (А.П. Беляев, М.И. Махмутов, А.А. Пинский, В.Г. Розумовский) считают, что интегративные процессы становятся тенденцией и в педагогике, особенно в теории обучения: всё теснее сливаются воедино дидактика и психология мышления, педагогическая психология и социология, теория содержания общего и технического образования. Интегративные тенденции современной дидактики, главным образом, проявляются в том, что для определения закономерностей обучения исследователи используют понятия и теоретические предпосылки родственных наук.
Похожие статьи:
Познавательно-практическая деятельность как средство развития
ребёнка-дошкольника
Желание познать окружающий мир появляется у ребёнка рано. Уже на первом году жизни, удовлетворяя свою потребность в новых впечатлениях, он активно манипулирует игрушками – сжимает, пытается удержать, грызёт, совершает первые ориентировочные движения: нажимает пальцами, бросает и т.д. Овладение способностью самостоятельно передвигаться значительно расширяет познавательные возможности ребёнка. Ему ...
Описание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа по организации природоохранной деятельности проводилась в Ярковской общеобразовательной средней школе в 4 классе. Учащиеся данного класса занимаются по программе " Школа России". Хотелось бы дать краткую характеристику класса. В 4 классе обучается 10 человек, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Для всех учащихся характерен высокий уровень познавательного инте ...