Сущность понятий "речь", "развитие речи"

Страница 4

Содержательность речи. Это качество зависит от того, насколько говорящий или пишущий хорошо знает то, о чем говорит или пишет. Когда высказывание построено на знании фактов, на наблюдениях, когда тщательно обдумано, тогда оно содержательно.

Логичность речи. Речь должна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание. Логика речи определяется хорошим знанием предмета, а логические ошибки являются следствием неясного, нечеткого знания материала, непродуманности темы, неразвитости мыслительных операций.

Точность речи. Это требование предполагает умение не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки изображаемого в речи.

Богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание - это требования, вытекающие из точности речи.

Ясность речи предполагает ее доступность слушателю и читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий учитывает возможности, интересы и другие качества адресата речи. Ей вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, "красивостями". Речь должна быть коммуникативной целесообразна в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Выразительность речи. Качество, которое предполагает воздействие на слушателя с помощью яркости языка, красивости и убедительности. Устная речь воздействует на слушателя интонациями, а письменная - общим настроением, излагаемым отбором фактов, выбором слов, их эмоциональными окрасками, построением фраз.

Правильность речи. Качество, обеспечивающееся соответствием литературной норме. Различают правильность грамматическую (образование морфологических форм, построение предложений), орфографическую и пунктуационную для письменной речи, а для устной - орфоэпическую.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают в комплексе.

Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:

Последовательность упражнений.

Перспективность упражнений.

Разнообразие упражнений.

Взаимосвязь упражнений.

В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока и во внеклассные мероприятия.

Таким образом, мы рассмотрели понятия "речь" и "развитие речи". При организации работ по развитию речи необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, функции речи, формы речи, виды речи, а так же важно учитывать особенности речевого развития. Речевые упражнения, тоже оказывают большое влияние, потому что в них сливаются все умения и навыки, которые дают заметный результат за короткий промежуток времени. Если малые формы фольклора обработаны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа младшим школьникам, они доступны их пониманию и осознанию.

Страницы: 1 2 3 4 


Похожие статьи:

Значение восприятия цвета в жизни человека
Глаз человека способен различать не только черно-белые градации светотени в рисунке, но и разнообразные цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир полный цвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения – тепла иди холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т.п. Например, люди быстро приходят в ...

Анализ применения моделей педагогического общения
Модели педагогического общения. 1. Модель дикторская ( "Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых. 2. Модель неконтактная ( "Китайская стена&q ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru