Гармоничное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой формирования духовной и физической сфер взрослого человека .
Младший школьный возраст - один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии познавательных процессов. Этой проблеме посвящено достаточное количество исследований, в которых теоретически и экспериментально обосновываются возможности средств и методов различных видов воспитания для создания условий, необходимых для их развития у детей.
К сожалению, этого нельзя сказать о научных исследованиях в области физической культуры и спорта. Они немногочисленны, и, как правило, в них рассматриваются отдельные фрагменты данного вопроса .
Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением целого ряда авторов, считающих, что физическое воспитание имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и младших школьников.
Методика и организация исследования.
Средовая и генетическая обусловленность развития познавательных процессов человека обязывает начинать анализ возможностей педагогического влияния на них с возрастных особенностей динамики изучаемых характеристик психики ребенка .
В частности, принципиальное значение для разработки стратегии и тактики педагогического эксперимента имели научные факты о возрастных изменениях абсолютных значений, темпах их прироста, стабильности и прогностической значимости ювенильных значений, половых и временных различиях, доминантных признаках их развития. Основу содержания физкультурных занятий, направленных на развитие психических процессов, составляли подвижные игры. С учетом выявленных особенностей развития познавательных процессов у детей 6 - 8 лет подвижные игры были сгруппированы в соответствии с оценкой их влияния не только на развитиe физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики: памяти - слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решений задач; восприятия - степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения ; мышления - способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического; внимания - произвольного, переключения, распределения и устойчивости.
Влияние уровня развития познавательных процессов на успешность обучения детей 6-10 лет
№ п/п | Познавательные процессы | Пол | Успешность обучения | ||||
6 лет | 7 лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет | |||
Память | |||||||
1 |
Слуховая, колич. | м | 374 | 386 | 497 | ||
688 | 856 | 754 | 780 | 834 | |||
2 |
Моторно-слуховая, балл. | м | 368 | 420 | 388 | ||
447 | |||||||
3 |
Зрительная, балл. | м | 498 | 373 | 503 | 584 | 702 |
470 | 830 | 668 | 684 | 831 | |||
Воображение | |||||||
4 |
Оригинальность решения задач, балл. | М | 388 | ||||
440 | 372 | 389 | 504 | ||||
5 |
Творческое, балл. | М | 411 | 401 | 421 | ||
421 | 361 | ||||||
6 |
Воссоздающее, балл. | М | 542 | 405 | |||
381 | |||||||
Восприятие | |||||||
7 |
Степень развития наблюдательности, балл. | М | 631 | 686 | 704 | 730 | 757 |
516 | 412 | 408 | 511 | 820 | |||
8 |
Адекватное воспроизведение, балл. | М | 508 | 423 | 570 | 603 | 766 |
447 | 365 | 489 | 557 | 671 | |||
9 |
Степень развития объема восприятия, балл. | М | 515 | 600 | 631 | 627 | 743 |
484 | 534 | 576 | 603 | 722 | |||
Мышления | |||||||
10 |
Анализ, сравнение и обобщение, балл. | М | 488 | 593 | 645 | 740 | 831 |
583 | 618 | 683 | 670 | 814 | |||
11 |
Наглядно-образное, балл | М | 804 | 705 | 606 | 500 | 473 |
559 | 387 | 373 | 380 | 372 | |||
12 |
Логическое, балл. | М | 587 | 667 | 747 | 788 | 922 |
410 | 486 | 644 | 714 | 833 | |||
Внимание | |||||||
13 |
Произвольное, усл.ед. | М | 696 | 600 | 713 | 702 | 823 |
612 | 657 | 777 | 758 | 784 | |||
14 |
Переключение и распределение, усл. ед. | М | 362 | 644 | 765 | 784 | 877 |
372 | 390 | 797 | 820 | 794 | |||
15 |
Устойчивость, усл.ед. | М | 389 | 420 | 425 | 415 | 420 |
383 | 386 | 410 | 478 | 505 |
Похожие статьи:
Комплекс заданий для начального этапа обучения чтению
Предлагаем комплекс заданий к микротекстам для начального этапа обучения, когда один и тот же ограниченный языковой материал используется в различных текстах и отрабатывается учащимися в различных мыслительных действиях, что обеспечивает многократность его повторения и прочность усвоения. При этом варьирование заданий, постановка посильных проблем дают возможность поддерживать интерес школьников ...
Особенности методики проведения подвижных игр в младших группах
Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих трах очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой возрастной ...