Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания

Новая педагогика » Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания

Страница 1

Гармоничное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой формирования духовной и физической сфер взрослого человека .

Младший школьный возраст - один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии познавательных процессов. Этой проблеме посвящено достаточное количество исследований, в которых теоретически и экспериментально обосновываются возможности средств и методов различных видов воспитания для создания условий, необходимых для их развития у детей.

К сожалению, этого нельзя сказать о научных исследованиях в области физической культуры и спорта. Они немногочисленны, и, как правило, в них рассматриваются отдельные фрагменты данного вопроса .

Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением целого ряда авторов, считающих, что физическое воспитание имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и младших школьников.

Методика и организация исследования.

Средовая и генетическая обусловленность развития познавательных процессов человека обязывает начинать анализ возможностей педагогического влияния на них с возрастных особенностей динамики изучаемых характеристик психики ребенка .

В частности, принципиальное значение для разработки стратегии и тактики педагогического эксперимента имели научные факты о возрастных изменениях абсолютных значений, темпах их прироста, стабильности и прогностической значимости ювенильных значений, половых и временных различиях, доминантных признаках их развития. Основу содержания физкультурных занятий, направленных на развитие психических процессов, составляли подвижные игры. С учетом выявленных особенностей развития познавательных процессов у детей 6 - 8 лет подвижные игры были сгруппированы в соответствии с оценкой их влияния не только на развитиe физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики: памяти - слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решений задач; восприятия - степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения ; мышления - способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического; внимания - произвольного, переключения, распределения и устойчивости.

Влияние уровня развития познавательных процессов на успешность обучения детей 6-10 лет

№ п/п

Познавательные процессы

Пол

Успешность обучения

6 лет

7 лет

8 лет

9 лет

10 лет

Память

1

Слуховая, колич.

м

374

386

497

688

856

754

780

834

2

Моторно-слуховая, балл.

м

368

420

388

447

3

Зрительная, балл.

м

498

373

503

584

702

470

830

668

684

831

Воображение

4

Оригинальность решения задач, балл.

М

388

440

372

389

504

5

Творческое, балл.

М

411

401

421

421

361

6

Воссоздающее, балл.

М

542

405

381

Восприятие

7

Степень развития наблюдательности, балл.

М

631

686

704

730

757

516

412

408

511

820

8

Адекватное воспроизведение, балл.

М

508

423

570

603

766

447

365

489

557

671

9

Степень развития объема восприятия, балл.

М

515

600

631

627

743

484

534

576

603

722

Мышления

10

Анализ, сравнение и обобщение, балл.

М

488

593

645

740

831

583

618

683

670

814

11

Наглядно-образное, балл

М

804

705

606

500

473

559

387

373

380

372

12

Логическое, балл.

М

587

667

747

788

922

410

486

644

714

833

Внимание

13

Произвольное, усл.ед.

М

696

600

713

702

823

612

657

777

758

784

14

Переключение и распределение, усл. ед.

М

362

644

765

784

877

372

390

797

820

794

15

Устойчивость, усл.ед.

М

389

420

425

415

420

383

386

410

478

505

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Повышение квалификации работников системы образования на основе использования дистанционных учебно-методических комплектов
Основные идеи перехода к профильному обучению на старшей ступени общего образования состоят в том, что образование должно стать более ориентированным на индивидуальные потребности школьников, учитывать их дальнейшие профессиональные интересы, способствовать социализации подростков. Организация системы профильного обучения влечет за собой ряд необходимых нововведений, назовём только некоторые из н ...

Понятие "фрактал"
Понятия фрактал и фрактальная геометрия, появившиеся в конце 70-х, с середины 80-х прочно вошли в обиход математиков и программистов. Слово фрактал образовано от латинского fractus и в переводе означает состоящий из фрагментов. Оно было предложено Бенуа Мандельбротом в 1975 году для обозначения нерегулярных, но самоподобных структур, которыми он занимался. Рождение фрактальной геометрии принято с ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru