Гармоничное развитие ребенка является важнейшей предпосылкой формирования духовной и физической сфер взрослого человека .
Младший школьный возраст - один из благоприятных периодов для развития психических процессов. Большинство ученых убеждены в огромной роли данного возрастного отрезка в формировании и развитии познавательных процессов. Этой проблеме посвящено достаточное количество исследований, в которых теоретически и экспериментально обосновываются возможности средств и методов различных видов воспитания для создания условий, необходимых для их развития у детей.
К сожалению, этого нельзя сказать о научных исследованиях в области физической культуры и спорта. Они немногочисленны, и, как правило, в них рассматриваются отдельные фрагменты данного вопроса .
Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением целого ряда авторов, считающих, что физическое воспитание имеет огромные возможности в плане развития познавательных процессов людей различных возрастов, в том числе и младших школьников.
Методика и организация исследования.
Средовая и генетическая обусловленность развития познавательных процессов человека обязывает начинать анализ возможностей педагогического влияния на них с возрастных особенностей динамики изучаемых характеристик психики ребенка .
В частности, принципиальное значение для разработки стратегии и тактики педагогического эксперимента имели научные факты о возрастных изменениях абсолютных значений, темпах их прироста, стабильности и прогностической значимости ювенильных значений, половых и временных различиях, доминантных признаках их развития. Основу содержания физкультурных занятий, направленных на развитие психических процессов, составляли подвижные игры. С учетом выявленных особенностей развития познавательных процессов у детей 6 - 8 лет подвижные игры были сгруппированы в соответствии с оценкой их влияния не только на развитиe физических качеств, но и на формирование структурных единиц психики: памяти - слуховой, моторно-слуховой, зрительной; воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решений задач; восприятия - степени развития наблюдательности, объема и адекватности воспроизведения ; мышления - способности к анализу, сравнению и обобщению, наглядно-образного и логического; внимания - произвольного, переключения, распределения и устойчивости.
Влияние уровня развития познавательных процессов на успешность обучения детей 6-10 лет
| № п/п | Познавательные процессы | Пол | Успешность обучения | ||||
| 6 лет | 7 лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет | |||
| Память | |||||||
| 1 |
Слуховая, колич. | м | 374 | 386 | 497 | ||
| 688 | 856 | 754 | 780 | 834 | |||
| 2 |
Моторно-слуховая, балл. | м | 368 | 420 | 388 | ||
| 447 | |||||||
| 3 |
Зрительная, балл. | м | 498 | 373 | 503 | 584 | 702 |
| 470 | 830 | 668 | 684 | 831 | |||
| Воображение | |||||||
| 4 |
Оригинальность решения задач, балл. | М | 388 | ||||
| 440 | 372 | 389 | 504 | ||||
| 5 |
Творческое, балл. | М | 411 | 401 | 421 | ||
| 421 | 361 | ||||||
| 6 |
Воссоздающее, балл. | М | 542 | 405 | |||
| 381 | |||||||
| Восприятие | |||||||
| 7 |
Степень развития наблюдательности, балл. | М | 631 | 686 | 704 | 730 | 757 |
| 516 | 412 | 408 | 511 | 820 | |||
| 8 |
Адекватное воспроизведение, балл. | М | 508 | 423 | 570 | 603 | 766 |
| 447 | 365 | 489 | 557 | 671 | |||
| 9 |
Степень развития объема восприятия, балл. | М | 515 | 600 | 631 | 627 | 743 |
| 484 | 534 | 576 | 603 | 722 | |||
| Мышления | |||||||
| 10 |
Анализ, сравнение и обобщение, балл. | М | 488 | 593 | 645 | 740 | 831 |
| 583 | 618 | 683 | 670 | 814 | |||
| 11 |
Наглядно-образное, балл | М | 804 | 705 | 606 | 500 | 473 |
| 559 | 387 | 373 | 380 | 372 | |||
| 12 |
Логическое, балл. | М | 587 | 667 | 747 | 788 | 922 |
| 410 | 486 | 644 | 714 | 833 | |||
| Внимание | |||||||
| 13 |
Произвольное, усл.ед. | М | 696 | 600 | 713 | 702 | 823 |
| 612 | 657 | 777 | 758 | 784 | |||
| 14 |
Переключение и распределение, усл. ед. | М | 362 | 644 | 765 | 784 | 877 |
| 372 | 390 | 797 | 820 | 794 | |||
| 15 |
Устойчивость, усл.ед. | М | 389 | 420 | 425 | 415 | 420 |
| 383 | 386 | 410 | 478 | 505 | |||
Похожие статьи:
Модель рефлексии в педагогической деятельности
В области педагогики слово «модель» означает образ, стандарт, на который ориентируются ученые и практики в преобразовании педагогической действительности; мера изменений педагогической действительности с уточнением границ и условий; способ педагогического исследования, используемый для развития идеи о согласованности различных элементов педагогического объекта. Модель выступает как промежуточное ...
Препятствия, мешающие стать женщине руководителем
Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия? Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей – 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день – от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, служб заняты чуть меньше. Дефи ...