Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания

Новая педагогика » Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания

Страница 2

Примечания: 1. Представлены только достоверные коэффициенты корреляции. 2. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 3. Подчеркнуты значения коэффициентов корреляции, имеющие уровень достоверной взаимосвязи р<0,01, не подчеркнуты р< 0,05.

Перспективное планирование использования подвижных игр осуществлялось на основе выявленной взаимосвязи показателей познавательных процессов с успешностью обучения. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице.

Физические упражнения и подвижные игры использовались во всех формах работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов: в утренней гимнастике, на физкультурных занятиях, во время активного отдыха, перемен, на физкультминутках, физкультурных праздниках и в самостоятельной двигательной деятельности.

Подвижные игры, подобранные с учетом выявленных особенностей взаимосвязи показателей познавательных процессов с успешностью обучения, были разбиты на три группы. В первую группу вошли игры, развивающие те познавательные процессы, которые в данном возрасте показали высокую взаимосвязь с успешностью обучения (р < 0,01). Во вторую группу были включены игры, создающие условия для развития познавательных процессов, которые имели средний уровень взаимосвязи с успешностью освоения знаний (р < 0,05). Третья группа содержала игры, способствующие развитию психических процессов, имеющих низкий уровень взаимосвязи с успешностью обучения детей (р > 0,05).

Дополнительными критериями для отбора игр являлись:

- соответствие игрового материала задачам исследования;

- возможность включения в процессе игры элементов психики, несущих преимущественную нагрузку в процессе обучения;

- доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Особенность использованных игр заключалась в проведении их в цикличном порядке, с соблюдени ем требования адекватности характера и объема двигательной активности возрастным и половым особенностям детей.

С учетом критериев подбора игр были разработаны годовые планы развития познавательных процессов детей 6-10 лет.

За основу игровой формы, как правило, брался сюжет, к которому подбирались средства и методические приемы обучения. При этом готовился стихотворный текст, который потом читал педагог. В содержание текста включались стихи детских писателей, поговорки, дразнилки, загадки, считалки и стихи собственного сочинения .

С целью проверки эффективности подобранных средств и методов физического воспитания, способствующих развитию познавательных процессов детей 6-10 лет, был проведен педагогический эксперимент на базах детских образовательных учреждений (ДОУ) и общеобразовательных школ (ОШ) г. Краснодара. Были сформированы две группы детей 6 лет - экспериментальная и контрольная.

На экспериментальной группе (30 девочек и 31 мальчик) из ДОУ № 31 проверялись эффективность воздействия подобранных средств и методов физического воспитания на развитие познавательных процессов в течение как первого года эксперимента, так и последующих четырех лет после перехода детей в общеобразовательные школы № 4 и 6.

Контрольная группа (31 девочка и 33 мальчика) из ДОУ № 131, а в дальнейшем - учащиеся школы № 72, на протяжении всех лет эксперимента обучалась по общепринятым программам.

Результаты исследования и их обсуждение.

Изучение динамики познавательных процессов осуществлялось по интегральным показателям (ИП). Анализ внутригрупповых изменений абсолютных значений ИП познавательных процессов показывает, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе в течение учебного года произошли достоверные изменения. Отмечено достоверное увеличение показателей уровня развития познавательных процессов детей контрольной группы, что, по-видимому, обусловлено влиянием генотипического раз вития и результатами обучения и воспитания по обычным программам:

- 6 лет - воображения, восприятия у детей обоего пола;

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Воспитание детей в семье
Бессмертный певец семейной жизни и семейного воспитания, великий педагог Генрих Песталоцци утверждал, что "семейные радости человека — самые прекрасные в мире, а радость родителей, возбуждаемая детьми, есть самая святая радость человечества". Семейная педагогика охватывает различные области воспитания детей в семье, начиная с раннего детства и до совершеннолетия. В семейной педагогике д ...

Психолого-педагогическая характеристика мотивационной сферы старшеклассников
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед старшим школьником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, со ...

Главные разделы

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru