Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания

Новая педагогика » Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания

Страница 2

Примечания: 1. Представлены только достоверные коэффициенты корреляции. 2. Ноли перед коэффициентами корреляции опущены. 3. Подчеркнуты значения коэффициентов корреляции, имеющие уровень достоверной взаимосвязи р<0,01, не подчеркнуты р< 0,05.

Перспективное планирование использования подвижных игр осуществлялось на основе выявленной взаимосвязи показателей познавательных процессов с успешностью обучения. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице.

Физические упражнения и подвижные игры использовались во всех формах работы по физическому воспитанию детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов: в утренней гимнастике, на физкультурных занятиях, во время активного отдыха, перемен, на физкультминутках, физкультурных праздниках и в самостоятельной двигательной деятельности.

Подвижные игры, подобранные с учетом выявленных особенностей взаимосвязи показателей познавательных процессов с успешностью обучения, были разбиты на три группы. В первую группу вошли игры, развивающие те познавательные процессы, которые в данном возрасте показали высокую взаимосвязь с успешностью обучения (р < 0,01). Во вторую группу были включены игры, создающие условия для развития познавательных процессов, которые имели средний уровень взаимосвязи с успешностью освоения знаний (р < 0,05). Третья группа содержала игры, способствующие развитию психических процессов, имеющих низкий уровень взаимосвязи с успешностью обучения детей (р > 0,05).

Дополнительными критериями для отбора игр являлись:

- соответствие игрового материала задачам исследования;

- возможность включения в процессе игры элементов психики, несущих преимущественную нагрузку в процессе обучения;

- доступность и эмоциональная привлекательность игрового материала.

Особенность использованных игр заключалась в проведении их в цикличном порядке, с соблюдени ем требования адекватности характера и объема двигательной активности возрастным и половым особенностям детей.

С учетом критериев подбора игр были разработаны годовые планы развития познавательных процессов детей 6-10 лет.

За основу игровой формы, как правило, брался сюжет, к которому подбирались средства и методические приемы обучения. При этом готовился стихотворный текст, который потом читал педагог. В содержание текста включались стихи детских писателей, поговорки, дразнилки, загадки, считалки и стихи собственного сочинения .

С целью проверки эффективности подобранных средств и методов физического воспитания, способствующих развитию познавательных процессов детей 6-10 лет, был проведен педагогический эксперимент на базах детских образовательных учреждений (ДОУ) и общеобразовательных школ (ОШ) г. Краснодара. Были сформированы две группы детей 6 лет - экспериментальная и контрольная.

На экспериментальной группе (30 девочек и 31 мальчик) из ДОУ № 31 проверялись эффективность воздействия подобранных средств и методов физического воспитания на развитие познавательных процессов в течение как первого года эксперимента, так и последующих четырех лет после перехода детей в общеобразовательные школы № 4 и 6.

Контрольная группа (31 девочка и 33 мальчика) из ДОУ № 131, а в дальнейшем - учащиеся школы № 72, на протяжении всех лет эксперимента обучалась по общепринятым программам.

Результаты исследования и их обсуждение.

Изучение динамики познавательных процессов осуществлялось по интегральным показателям (ИП). Анализ внутригрупповых изменений абсолютных значений ИП познавательных процессов показывает, что как в контрольной, так и в экспериментальной группе в течение учебного года произошли достоверные изменения. Отмечено достоверное увеличение показателей уровня развития познавательных процессов детей контрольной группы, что, по-видимому, обусловлено влиянием генотипического раз вития и результатами обучения и воспитания по обычным программам:

- 6 лет - воображения, восприятия у детей обоего пола;

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Роль и функции педагогической поддержки в учреждении дополнительного образования
Педагогическая поддержка ребенка (подростка) в учреждении дополнительного образования может быть представлена как оказание содействия в познании себя, в решении проблем ребенка в поликультурной среде, в защите прав ребенка. Таким образом, педагогическая поддержка ребенка в современном пространстве учреждения дополнительного образования направлена на создание гуманной кулътуросообразной обучающей ...

Сущность понятий "речь", "развитие речи"
В толковом словаре Ожегова С.И. дается следующее определение понятия "речь": "Речь - 1. Способность говорить, говорение.2. Разновидность или стиль языка.3. Звучащий звук.4. Разговор, беседа.5. Публичное выступление" . Также, в словаре русского языка Ожегова С.И. дает определение "развитие": "Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более соверше ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru