Влияние загадок, пословиц, поговорок на развитие речи младших школьников

Страница 4

6. Загадки - метаграммы, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово. Например:

С "ч" над морем я летаю,

С "г" в машинах я бываю.

(Чайка - гайка)

7. Анаграммы - слова, получающиеся в результате перестановки букв в слове, например:

Легко дышать в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои -

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа - пила)

8. Логографы - слова - загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв, например:

Известное я блюдо,

Но лишь прибавишь "м",

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха - муха)

9. Загадки - шутки, связанные с омонимичностью слов, например: Какой город летает? (Орел - имя собственное, отгадка помогает сопоставить слово с название птицы - существительным с нарицательным)

Формы загадывания загадок может быть различной (фронтальной, групповой, индивидуальной). Виды упражнений, включающих в себя разгадывание загадок, также могут быть разнообразными. Их отгадок можно составить кроссворд, чайнворды, лотереи, соревнования. Можно усложнить задание, рассыпав слова - загадки, получится деформированный текст, над составлением которого нужно поработать. Слова - отгадки можно предложить записать в разные столбики в соответствии с изученной темой, например, записать существительные 1, 2 и 3-го склонения мужского и женского рода и т.д. Можно записать весь текст загадки и поработать над ним и проанализировать только слово - отгадку, рассмотрев его с разных сторон.

Дети любят загадки, небылицы и всякую словесную игру. Слова для них - предмет игры, а через игру ребенок узнает язык и его законы. В уроки можно включать различные игры на превращения слов. Они помогают развить у учеников орфографическую зоркость, позволяют предупредить некоторые ошибки, повторить и закрепить правила грамматики, развивают речь. Положительная эмоциональная атмосфера в классе способствует активному творческому поиску детей, возбуждает их интерес к занятиям.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевают образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все выше перечисленные формы работы указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

В словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой дается определение "пословица": "Пословица - краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл".

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: "Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию" .

Пословицы широко используются в обучении - как воспитательной целью, так и для развития речи. В речи самих учащихся пословицы сравнительно редки и имеют тенденцию убывания к старшим классам.

Какой бы короткой ни была пословица, это все-таки законченное художественное произведение. Оно радует нас не только метким наблюдением, но и тем, как ловко, красиво оно выражено. Его и запомнить гораздо легче.

Ту меня, работушка, не бойся, я тебя, работушка, не трону!

Пословицы можно употребить в самых разных случаях. Так, например, могли говорить крестьяне, угнетаемые господами.

Поговорка о черной корове может прозвучать в любых обстоятельствах, при которых внешность не соответствует внутреннему содержанию явления. А пословица о топоре и крепком пне будет к месту, когда происходит любое единоборство, любая борьба, любой спор.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Лунная походка - понятие и история ее появления
Лунная походка или «скольжение назад» (англ. moonwalk) — танцевальная техника, когда танцор движется назад, при этом имитируя движения ног как при ходьбе вперед. Иллюзия заключается в создании видимости того, что танцор плавно движется. Нога, которая остановилась, перемещается сзади другой ноги (пальцы ног не отрываются от земли), и перекладывает вес на неё. Нога, на которой вес, поднимается, а д ...

Диагностика уровня развития физических качеств старших дошкольников на констатирующем этапе исследования
В данном параграфе мы описываем экспериментальную работу, проведенную в ДОУ по проблеме развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности, но для этого, в начале, обращаем внимание на группы здоровья каждого ребенка. А затем, используя методы исследования, применяемые в экспериментальной работе, такие как: контрольные испытания (тесты), педагогический эксперимент и м ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru