Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М.Б. Эйдиновой, О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, С.А. Бортфельд и др. Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику. Однако целесообразность использования приемов массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание.
Логопеду часто приходится сталкиваться с трудностями при подготовке и постановке многих звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи. Особенно это касается учащихся с ринолалией и различными формами дизартрии. При коррекции звукопроизношения в их речи нередко оставался носовой оттенок голоса. Огромным подспорьем в тяжелой работе логопеда с детьми с врожденными несращениями губы, твердого и мягкого нёба и оперированной подъязычной связкой будет массаж оперированного нёба, тренировка в опускании корня языка и удержании кончика языка у нижних резцов. Предлагаемые приемы массажа доступны каждому, дают отличный результат в оптимально короткие сроки при систематических занятиях логопеда и родителей с детьми. Наблюдать динамику в улучшении звукопроизношения можно, используя контрольные магнитофонные записи речи ребенка. Самое главное в нашей методике массажа - последовательность, огромное терпение и систематичность. А.Г. Ипполитова отмечала, что "Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью снимает носовой оттенок в том или ином звуке, впоследствии и во всей речи" (1983).
Ошибаются те, кто считает, что действие массажа сводится лишь к механическому влиянию на определенные участки тела. Он стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы в определенных тканях и органах, что способствует улучшению сна, увеличению силы и эластичности мышц. Массаж облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток, а значит, помогает скорейшему заживлению ран и созреванию рубцов. Массаж мягкого нёба может несколько удлинить его. Массаж в ротовой полости противопоказан при стоматитах, ангинах, острых респираторных заболеваниях, повышенной температуре тела. В этом случае его следует заменить (!) полосканием горла настоями трав (шалфей, ромашка, календула и др.) 2-3 раза вдень. Обучить этому следует самого ребенка и окружающих его взрослых. Выполняется массаж только чистыми, сухими, теплыми руками с коротко остриженными длиться ногтями, подушечками пальцев. Нагрузку увеличивают постепенно. Массаж может от 2 до 10 минут. Проводить его необходимо ежедневно, а для органов ротовой полости натощак. Не массируйте ребенка, если он в плохом настроении. Массаж и все виды ЛФК он должен воспринимать как интересную игру. Ребенку, страдающему врожденными несращениями верхней губы, твердого и мягкого нёба, до и после операции показан массаж лица, особенно круговой мышцы рта, твердого и мягкого нёба, увулы.
Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Похожие статьи:
Сущность рефлексии и способы ее проведения
Остановимся на наиболее характерных особенностях рефлексии учителя в системе «я и другие»: - предметом анализа учителя в данном случае является некоторое практической решение, полученное в опыте других учителей или в его собственной деятельности; - по отношению к решению учитель занимает своеобразную исследовательскую позицию. Его целями являются выработка достаточно отчетливого представления о д ...
Формирование просодического компонента в речи детей с ЗПР средствами
театрализованной игры
В формировании просодического компонента речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности, эмоциональности. Чтобы интересно, эмоционально и ритмически грамотно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) ...