Профессиональное самосознание педагога как часть его профессиональной культуры

Новая педагогика » Специфика организации учебного процесса » Профессиональное самосознание педагога как часть его профессиональной культуры

Страница 1

Основным субъективным компонентом, характеризующим профессиональные качества педагога, является, прежде всего, профессиональное самосознание, которое играет определяющую роль в его адекватной профессиональной идентификации (самоопределении) и в общем становлении педагога как профессионала. В понятие «профессиональное самосознание» входят, помимо названных, такие характеристики, как профессиональная компетентность, а также способность к непрерывному образованию и адаптации к изменяющимся условиям труда.

И, наконец, личностные характеристики педагога, также влияющие на уровень его профессионального самосознания – это свойства его характера и интеллектуальные способности, необходимые ему для осуществления профессиональной деятельности. Среди них особенно важное место сегодня занимает психологическая готовность и интеллектуальная способность педагога овладевать необходимыми инновационными компетенциями и применять их в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, в настоящее время – время стремительной информатизации образования – профессиональное самосознание педагога становится непременным условием развития его как профессионала.

Согласно новой образовательной парадигме, информационно-коммуникационная компетенция (или ИКТ-компетенция) является одной из ключевых компетенций современной образованной личности, что предполагает соответствующий уровень профессиональной подготовки представителя любой профессии, занимающегося интеллектуальным трудом. Преподаватели вузов и учителя школ, задача которых состоит в обучении и воспитании молодых граждан формирующегося информационного общества, пришедшего на смену постиндустриальному, с одной стороны, сами должны удовлетворять критериям новой информационной личности, а с другой – должны владеть инновационными технологическими инструментами и применять их в своей профессиональной деятельности. Кроме того, формирование и развитие других базовых компетенций – социально-политической, коммуникативной, социокультурной, компетенции непрерывного образования и морально-личностного роста, – также невозможно осуществить в современных условиях без овладения ИКТ.

Освоение инновационных технологий и аппаратных средств, их реализующих (персонального компьютера, интерактивной доски, настольной панели или других более сложных мультимедийных систем), рассматривается многими педагогами как простое изменение технической вооруженности своего труда. Однако техническая сторона, создавая новую педагогическую ситуацию, непременно приводит к обновлению роли педагога в образовательном процессе, изменению всего склада его педагогических воззрений и подходов, его готовности (или неготовности) передавать свои знания и опыт иными средствами и способами. Это предполагает адаптацию педагога к новым условиям осуществления своей профессиональной деятельности. При этом он перестаёт быть единственным источником информации для учащегося, единственным носителем дидактических принципов. С другой стороны, педагог должен организовать процесс обучения таким образом, чтобы превратить традиционную образовательную среду в современную, высокотехнологичную, отвечающую требованиям информационного общества. В целом это означает формирование педагогической культуры нового типа, становление которой невозможно без участия профессионального самосознания педагога.

Таким образом, формирование ИКТ-компетенции современного педагога, деятельность которого разворачивается в условиях комплексной информатизации образования, во многом зависит от уровня его профессионального самосознания.

Бытует мнение, что психология это наука, а педагогика искусство, основанное на ней. Возможно, ли научить искусству? Как? И кого необходимо этому учить?

По моему мнению, педагогическое мастерство это сочетание методики преподавания и искусства человека, применяющего эту методику, т.е. его педагогического лица. Важно, что эти составляющие равноценны и взаимозависимы. Педагогика как наука имеет свою методологию, которой можно и нужно учить практически каждого человека, так или иначе участвующего в общении с людьми. В широком смысле педагогика не только позволяет самому человеку чувствовать себя комфортно в любых ситуациях общения, за счет навыков воспитания, но и позволяет в какой-то мере прогнозировать и даже моделировать поведение другого человека. Это особенно важно в атмосфере педагогического процесса: желательно, чтобы каждый его участник осознавал необходимость действовать в рамках отведенной ему роли, что, в конечном счете, создает благоприятный психологический климат, без которого обучение невозможно.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Методы работы по орфографии в школе
Термин «орфография» создан на базе корней греческих слов orthos (правильный) и grapho (пишу); буквальным переводом (калькой) его на русский язык является термин «правописание» . В современном понимании орфография – это система правил написания слов. Правила эти не однотипны, поэтому и в самой орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей. Орфография, как система правил, сост ...

Обучение чтению вслух и про себя в иностранном языке
После устного вводного курса учащиеся переходят к чтению, которое начинается с его громко-речевой формы — чтения вслух. Как было отмечено, в родном языке чтение про себя и вслух сосуществуют, дополняя друг друга: в первом случае информация из текста извлекается для себя, во втором — для других. В иностранном языке эти коммуникативные функции сохраняются, но чтение вслух выполняет еще одну важную ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru