Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности

Новая педагогика » Специфика организации учебного процесса » Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности

Страница 1

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, имеют в виду, что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности, свою индивидуальность. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному. Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется: в темпераменте; в характере реакции на те или иные педагогические ситуации; в выборе методов обучения; в подборе средств воспитания; в стиле педагогического общения; в реагировании на действия и поступки детей; в манере поведения; в предпочтении тех или иных видов поощрения или наказания; в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы оставаться самим собой. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта. Попытки прямого копирования передового педагогического опыта одних учителей бесперспективны, т.к. такой опыт практически неотделим от личности учителя, а психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, без нее результаты неизбежно оказываются другими.

Основная профилактика конфликтов с человеком любого типа характера – это творчество. Именно творчество или работа, учеба может стать основой сплочения коллектива. Главными условиями при этом являются свобода действий, самостоятельность, обмен мнениями, самовыражение каждого. Если преподаватель создал условия для творческого развития студентов, то он создал гарантию спокойной и плодотворной учебы для них. Бернард Шоу: “Творческие люди не ищут счастья, они ищут дело”. Найти дело каждому – одно из мероприятий профилактики конфликта. К эффективным профилактическим средствам легко можно отнести ряд правил:

- Замечание лучше делать наедине и по принципу “да, да, но ”. Это поможет выявить причину конфликта.

- Предоставлять ссорящимся психологическую паузу. Она снимет эмоциональный накал и заставит обратиться к рассудку.

- Не отвергать сразу и резко точку зрения другого.

- Свой неверный шаг лучше признать как можно быстрее и решительнее, опередив возможную критику.

- Дискутировать в доброжелательном тоне, начиная с вопросов, мнения по которым совпадают.

- Обсуждать с коллегами или студентами пути выхода из конкретной ситуации.

- Использовать “эффект отказа” - отказаться от недостатков человека и искать в нем хорошее. Это поможет установить доброжелательные отношения.

- Быть вежливым, вежливость снимает напряженность во взаимоотношениях.

- Аргументировать поступки, а не давать оценку личности, т.е. обсуждать поступки, а не личность, совершившую их.

Глоссарий

Понятие

Определение

1.

Свободно-либеральный стиль

характеризуется попустительством, фамильярностью и анархией. Это наиболее вредный и разрушительный для дела стиль. Он порождает неопределенность студентов и вызывает у ни напряженность и тревогу

2.

Либеральный стиль

плывущий плот – преподаватель старается не вмешиваться в жизнь коллектива. Не проявляет активности, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете преподавателя здесь не может быть и речи

3.

Авторитарный стиль

разящие стрелы - преподаватель лаконичен. Его тон начальственный. Не терпит возражений. Даже похвала звучит как команда или порицание: “Хорошо ответил, это неожиданно.”

4.

Демократический

“возвращение бумеранга”-преподаватель опирается на мнение коллектива. Развивает у студентов самоуправление, учитывает индивидуальные способности.

5.

Метод обучения

способ постижения или исследования предмета, содержания дисциплины

6.

Форма обучения

организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (студента)

7.

Педагогическая этика

наука о педагогической нравственности

8.

Внутриличностный конфликт

внутренняя борьба мотивов. Выбор цели и поведения.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР III уровня
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышле ...

Типы языковых культур учителей
Через всю свою жизнь проносим и мы образ того, кто первый раз встречал нас у школьного порога и вел в новый мир. Шли годы, мы росли, менялось наше мироощущение, набирался бесценный багаж знаний. Жизнь сталкивала нас на своих дорогах с разными учителями. Дети часто выделяют среди педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших признаков, позволяющим ученикам так «классифицировать» своих преп ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru