Существует несколько классификаций ошибок, предложенных зарубежными и отечественными методистами.
А) Вначале рассмотрим классификацию С.Н. Цейтлин.
В зависимости от причин возникновения ошибок они могут быть поделены на системные, просторечные и композиционные.
В зависимости от отношения к двум формам речи – устной и письменной, выделяются ошибки:
а) свойственные исключительно устной форме речи – связанные с произношением (орфоэпические) и с ударением (акцентологические);
б) свойственные исключительно письменной речи (орфографические и пунктуационные);
в) свойственные обеим формам речи, точнее не зависящие от формы речи.
Предметом рассмотрения в данной курсовой работе являются только ошибки последнего типа.
В зависимости от того, какие именно языковые нормы оказываются нарушенными, собственно речевые ошибки подразделяются на ряд категорий, именно эта классификация является ведущей в практике школьного обучения. Можно выделить ошибки:
а) словообразовательные – состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменения слов нормативного языка;
б) морфологические – связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи;
в) синтаксические - заключающиеся в неверном построении словосочетаний, простых и сложных предложений;
г) лексические – представляющие собой употребление слов в ненормативных значениях, нарушение лексической сочетаемости, повторы, тавтологию;
д) фразеологические – связанные с не соответствующим норме использовании фразеологизмов;
е) стилистические – заключающиеся в нарушении единства стиля. Стилистические ошибки занимают особое место в этой системе, поскольку не соотносятся с определенным ярусом языка и могут проявляться в области лексики, морфологии, синтаксиса.
Ошибки |
Свойственные исключительно устной форме речи |
Орфоэпические акцентологические |
Не зависящие от формы речи |
Словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические | |
Свойственные исключительно письменной форме речи |
Орфографические, пунктуационные |
Ошибки также могут быть классифицированы по виду речевой деятельности с которой они связаны.
Различаются ошибки говорения и ошибки понимания. Ошибки говорения – более очевидны, т.к. подаются непосредственному наблюдению, фиксации. Ошибки понимании – выявить труднее; как правило, для этого требуется проведение специальных экспериментов.
В. Ленго Нскал
Ленго Нскал предложил свою классификацию ошибок. По его мнению, их можно подразделить:
Пропуска некоторых необходимых элементов.
Прибавление ненужных или неправильных элементов.
Выбор неправильного элемента.
Неправильный порядок слов.
1. Пропуск.
Пропуск элементов чаще встречается в морфологии. Так студенты могут пропустить окончание третьего лица единственного числа –s, окончание прошедшего времени –ed, показатель притяжательного падежа ‘s, и показатель множественного числа –s. Это является особенностью английского языка, языковые формы могут быть пропущены учащимися из-за сложности в их произношении, т.к. сочетание согласных звуков вызывают проблемы у учеников, и некоторые из их составных частей могут произноситься неправильно. Тем не менее, это явление не ограничивается только иноязычными учащимися, нередко это наблюдается у носителей языка.
2. Прибавление
Студенты часто прибавляют избыточные компоненты, опираясь на правила, изученные ранее и распространяя их на другие слова.
В морфологии учащиеся слишком часто используют морфему, образующую 3 лицо единственного числа –s и показатель множественного числа –s.
Например, we goes around the forests.
В фонетике существует явление, когда индивид вставляет дополнительные гласные. Это явление называется эпентезой. Вполне вероятно, что это происходит из желания подогнать иностранное слово к образующемуся существительному в родительном языке.
Похожие статьи:
О факультативном курсе в целом
В данном параграфе дается общая информация о факультативном курсе, а также более подробная информация о каждом занятии в отдельности. Факультативный курс рассчитан на 10 классы с математическим уклоном, так как в некоторых заданиях используется индукция и метод неопределенных коэффициентов, которые в общеобразовательных классах не изучают. Хотя, если убрать несколько сложных примеров из некоторых ...
Исторический анализ проблемы преподавания психологии в школе
Методика преподавания психологии во многих странах находится только в начальном периоде своего становления, несмотря на то, что само преподавание психологии имеет столь же долгую историю, как и сама психология. Работы по методике преподавания психологии публиковались на протяжении всего XX в., но появлялись они достаточно редко и касались лишь отдельных аспектов данной сферы деятельности. История ...