Специфика интегрированных курсов для начальной школы

Новая педагогика » Дидактические основы интегрированных уроков в начальных классах » Специфика интегрированных курсов для начальной школы

Страница 1

Опыт ряда стран показывает, что на современном этапе развития образования наиболее принятой формой интеграции стало создание интегрированных курсов – объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет (например, «Основы здоровья и физическая культура» (авт. Зубалий М. и др.), «Искусство» (авт. Масол Л. и др.), Окружающий мир» (авт. Пушкарёва Т.), «Художественный труд» (авт. Тименко В. и др.). К ним разрабатываются соответствующие программы, к программам – учебники и учебные пособия.

Рассмотрим один из перечисленных выше курсов более подробно.

Государственный стандарт начального общего образования в области «Искусство» включает содержательные линии, которые охватывают основные виды искусств – музыкальное, визуальное (изобразительное), хореографическое, театральное, экранное. Главенствующими остаются музыкальное и визуальное искусства, в содержание которых интегрируются элементы других содержательных линий – синтетических искусств. В отличие от преподавания в школе отдельных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» , обоснование содержания образовательной отрасли и разработки соответствующей интегрированной учебной программы «Искусство» базируется на принципе координации художественных знаний, овладение которыми будет способствовать расширению ассоциативных представлений учащихся, обеспечит формирование основ целостной художественной картины мира. Средства такой координации могут быть разнообразными- от системы межпредметных связей до интегрированных курсов.

в основе разработки соответствующей интегрированной учебной программы «Искусство» лежит принцип координации художественных знаний, оперирование которыми содействует расширению ассоциативных представлений учащихся, обеспечит формирование основ целостной художественной картины мира. Предметы эстетического цикла должны быть направлены не только на усвоение определённых знаний и навыков, а, прежде всего, должны вызвать у учащихся позитивные эмоции от общения с миром искусства, обогащать внутренний мир ребёнка.

Основные принципы программы «Искусство»:

- всеобъемлющая связь национальных и общечеловеческих художественных ценностей;

- единство обучения, воспитания и развития учащихся, учебной и внеучебной работы;

- целостность знаний и представлений, эмоционально-ценностного отношения, умений и творчества;

- системность и последовательность, доступность и преемственность;

- дифференциация и индивидуализация обучения, вариативность форм, методов, технологий.

Полицентрическая интеграция предусматривает выделение двух доминантных содержательных линий (предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство», которые объединяются в тематический цикл на основе общей духовно-мировоззренческой ориентации и обогащаются элементами других содержательных линий – синтетических искусств. Общим для всех видов искусств является отражение закономерностей человеческого бытия в художественных образах, универсальность эстетического восприятия мира и художественного мышления, которые различаются только языковыми средствами.

Освоение теоретических знаний (средств художественной выразительности, форм, жанров, стилей и пр.) и технических умений является необходимым средством постижения содержания искусственных ценностей, но не самоцель.

Разработка технологий интегрированных уроков, прежде всего вступительных и обобщающих в пределах каждой темы, зависит от соответствия и объёма родственных тематических и художественно-эстетических элементов. Осуществляется учителем или двумя учителями, что работают согласованно.

Таким образом, интеграция знаний и представлений учащихся осуществляется на таких уровнях:

- духовно-мировоззренческий (через общий тематизм, отражающий фундаментальную связь всех видов искусства с жизнью);

- эстетико-искусствоведческом (через обобщённость и родственность искусствоведческих понятий, универсальность эстетических категорий;

- психолого-педагогическом (через технологию интегрированных уроков различного типа).

Содержание программы включает также условно выделенные сквозные компоненты:

1) восприятие, аналіз, интерпретация произведений искусства;

2) практическая художественно-творческая деятельность учащихся;

3) эстетико-искусствоведческая пропедевтика (усвоение понятий и терминов).

В приложении 4 предложен итоговый урок во 2 классе по программе данного курса

Реализация идеи создания интегрированных учебных курсов является довольно сложной. Во-первых, следует определиться, каким образом методически представить ребёнку целостную картину мира. Тут необходимо рассмотреть прежде всего её границы, уровни, составляющие компоненты, структуру, поскольку мы имеем дело с фактом возрастных психологических возможностей школьников в усвоении тех или иных научных знаний. Во-вторых, в соответствии с этой целью необходимо скоординировать форму представления системы научных знаний в интегрированных курсах. По-другому, целостную картину мира мы должны спроектировать в систему понятий и фактов, которые бы содержались в дидактически оформленном виде в каждом учебном предмете, и, более того, в методических разработках уроков по теме, что изучается. Так, например, курс, объединяющий чтение и русский язык – предметы близкие по структуре, – даёт слишком малый выигрыш в познании мира, а значит, вряд ли целесообразен в начальной школе. Его реализация в среднем и старшем звене может дать иной эффект. Опыт же изучения интегрированного курса «Природоведение», включающего сведения из географии, биологии, ботаники, физики и других дисциплин показывает, что учащимся начальных классов можно привить основы целостного представления об окружающем природном мире. Как правило, дети на уроках природоведения работают легко и с интересом усваивают обширный по объёму фактологический материал.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Этическая суть и психология науки
В соответствии с известным афоризмом, приписываемым Л.Ландау, но уже давно ставшим достоянием научного фольклора, "Занятие наукой — это самый простой способ удовлетворять свое любопытство за счет государства". Тяга к познанию, во всяком случае, в виде ярко выраженного неодолимого влечения, свойственна далеко не каждому человеку. Многие в гораздо большей степени ощущают необходимость выр ...

Стадии педагогического общения и технология их реализации
Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии: 1 стадия - моделирование педагогического общения связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отд ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru