Все лексические упражнения делятся на две категории, направленные на:
1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой;
2) формирование сочетаний слов смыслового характера.
Приведем набор упражнений первой категории:
Назвать изображенные на картинке предметы.
Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме).
Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу,
Дополнить предложение (или заполнить пропуски в предложении подходящими словами; слова даны под чертой или приводятся учащимися по памяти).
Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову.
Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним.
Поставить вопрос к высказыванию (в вопросе предполагается употребление нового слова).
Ответить на вопрос, употребив новое слово.
Вторую категорию упражнений составляют упражнения в построении сочетаний. Характер сочетаний определяется в каждом отдельном случае образом будущего высказывания учащихся. Сочетания выстраиваются по законам смысловой совместимости в тесном взаимодействии с грамматическими нормами. Приведем примеры таких упражнений:
подберите из "разнообразных" слов сочетания;
распространите предложения за счет определений к выделенным существительным (из данных под чертой);
постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семьи, вашим друзьям и так далее.
При обучении следует помнить, что успех во многом зависит от соотнесенности качеств упражнения с содержанием намеченной цели и условиями ее достижения. В настоящее время адекватность выражается в следующем положении: каждый вид речевой деятельности усваивается, в основном, за счет упражнений именно в данном виде деятельности.
Похожие статьи:
Особенности методики проведения подвижных игр в старшей группе
Двигательная деятельность ребенка становятся все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и варианто ...
Особенности методики проведения белорусских народных игр
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, являются как бы игровой прелюдией, даю ...