Когнитивно-культурный полиморфизм образовательных систем

Новая педагогика » Когнитивно-культурный полиморфизм образовательных систем

Страница 2

Программа "Шаг в будущее" в нашей стране, научные и инженерные выставки Intel ISEF в США, соревнования молодых ученых в странах Европейского Союза демонстрируют массовое увлечение школьников (и не только старших классов) научно-исследовательской деятельностью. Парадоксально, но факт: "культура знаний" устанавливает серьезные требования к профессиональной компетенции и одновременно порождает возможности для действия и развития внутри высокотехнологичной среды очень молодых и первоначально неискушенных в профессиональной деятельности людей. В определенных пределах этот парадокс объясняется тем, что "культура знаний" создает общее технологическое поле для многих современных профессий. Оно образуется научными знаниями и информационными технологиями и играет роль "посредника", открывающего двери сегодняшним ученикам в мир будущего призвания.

Именно экспансия в повседневную жизнь этого общего технологического поля создает у наших детей ощущение близости и доступности той или иной профессиональной деятельности, на которую обращено их внимание и которая в достаточной степени освоена современной наукой. Традиционная школа при всем своем формализме, имея дело с учебным, но все-таки знанием, освященным именем науки, усиливает уверенность в том, что будущая профессия уже "сидит" на школьной скамье. Конечно, это только иллюзия. Однако наше время имеет в активе уже иные учебные заведения — школы науки, которые совместно с научными институтами, вузами, предприятиями образуют интегрированные образовательные системы, включающие в учебное действие научно-исследовательскую практику, на деле ведущую учеников в мир их профессионального будущего.

Расширение и доступность общего технологического поля приводит к изменениям в периоде профессионального взросления. Сегодня мы можем явственно наблюдать, как повышается верхняя граница возраста вступления на рынок труда для специальностей, требующих высокой квалификации, и в то же время понижается предел профессионального взросления. В силу этого средняя и тем более высшая школа дает массовые примеры включения молодых людей в когнитивно акцентированную деятельность, причем именно с учетом будущих профессиональных предпочтений.

"Культура знаний" придает особый статус молодым людям, которые по тем или иным критериям могут быть потенциально позиционированы в группе технологического прогресса. Она определяется как человеческий актив, обеспечивающий экономический рост техногенного общества. Следы этой группы можно найти в различных моделях технократии, например, в техноструктуре Дж.К. Гэлбрейта, меритократии Д. Белла, кибернетической элиты К. Штайнбуха и др. Позиционирование в группе технологического прогресса обусловлено особыми когнитивными качествами знаниевого операнда индивида, а именно — творческой продуктивностью и инновационностью. Концепт "инновационное знание" восходит к понятиям "учебно-научная инновационная среда" [2, с. 1069—1071] и "инновационный контекст". Последнее используется, например, в работе Б. Бернштейна и определяется им как место, "где ребенка поощряют к экспериментам и воссозда­нию своего мира на собственных условиях и по собственному образцу".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Похожие статьи:

Практические основы рекреационно-оздоровительных занятий
Экспериментальной базой исследования являлась специальная (коррекционная) образовательная школа 3–4 вида для детей с отклонениями в развитии. В качестве испытуемых выступили дети 3 класса. Исследование было организованно в несколько этапов: · Проведение диагностики физического развития; · Разработка системы подвижных игр; · Проведение системы подвижных игр на уроках физической культуры; · Проведе ...

Методические рекомендации к использованию пособия
Значительная роль в образовании, развитии, подготовке учащихся к труду и их социальной адаптации принадлежит усвоению математических понятий, в частности обыкновенных дробей и процентов. Получая знания об обыкновенных дробях и процентах, школьники расширяют свои представления о числе и границе вычислительных возможностей. На примере изучения дробей они узнают то общее, что свойственно всем числам ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru