Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Новая педагогика » Конструктивное взаимодействие с ребенком, имеющим отклонения в развитии » Организация коррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями

По мнению Лисиной и Ломова психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, а также по мнению Д.Б. Эльконина с опорой на ведущий вид деятельности ребенка. Так как развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка, то при создании определенных условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С. Выготский, М. Монтессори). Основываясь на этих положениях, мною была составлена программа коррекционно-развивающих занятий, где подбор заданий (игр и упражнений) производился с учетом полученных диагностических данных. Целью данных занятий было создание условий для коррекции и развития познавательной активности, снятия эмоционального напряжения и формирования конструктивных способов межличностного взаимодействия у детей в условиях совместной творческой деятельности. Занятия проводились в игровой форме, так как игра занимает важное место в жизни, как младшего школьника с нормальным развитием, так и с тотальным недоразвитием психических функций. Продолжительность одного занятия составляла 40 - 45 минут. Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю во второй половине дня. Занятия проводились в течение 2,5 месяцев и имели следующую структуру:

Ритуал приветствия, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность. Включал игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций.

Творческие задания в виде изготовления «волшебных красок» и работа с ними; раскрашивания фигур по готовым трафаретам; тематической аппликации, то есть элементы арт-терапии, направленные на улучшение состояния мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных умений (особенно, когда идет работа в парах или изготовление работы всей группой).

Рефлексия на занятие – выяснение эмоционального состояния детей на занятии, их отношения к предлагаемым творческим заданиям.

Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.

Ведущим на данном этапе работы являлся педагог-психолог, а учитель приглашался на эти занятия сначала с целью проведения наблюдения за тем, что происходит, как ведут себя дети в процессе совместной деятельности. После нескольких посещений учитель изъявил желание принимать в них участие, что позволило ей установить с детьми более теплые отношения и изменить свою точку зрения относительно тех возможностей, которыми обладают дети с тотальным недоразвитием психических функций. В приложении предлагается несколько конспектов коррекционно-развивающих занятий.

Параллельно с этой работой были проведены индивидуальные консультации с родителями обучающихся, у которых наблюдались признаки двигательного беспокойства, эмоциональной возбудимости.

После десяти проведенных занятий, которые совпали с окончанием четверти и классным родительским собранием, педагог пригласила меня выступить перед родительской аудиторией на тему «Оказание психологической поддержки ребенку с особыми образовательными потребностями», где родителям были сообщены не только результаты учебной деятельности обучающихся, но и представлены продукты практической деятельности на коррекционно-развивающих занятиях (поделки, рисунки, аппликации).

Когда родители привезли детей в школу после каникул, то многие отметили, что дети с желанием собирались в школу, первые дни часто вспоминали о психологе и учителе. Таким образом, можно предположить, что процесс, который осуществлялся с ними, их заинтересовал.

В конце второй четверти мною была проведена повторная диагностика, чтобы отследить результативность коррекционно-развивающей работы.


Похожие статьи:

Тематические вечера
Среди массовых мероприятий по «Технологии» выделяются тематические вечера, посвящённые знаменательным датам в области науки и техники, определенной теме. Тематически утренники (вечера) представляют собой мероприятия, главным содержанием которых является сообщение новой для учащихся информации. Разделение их на «утренники» и «вечера» и сами эти термины условны и определяются возрастом учащихся. На ...

Эффективность активных методов и форм обучения
Активные методы и формы обучения — это методы и формы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение — предполагает использование такой системы форм и методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деяте ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru