В настоящий момент в современном обществе одной из наиболее актуальных социальных проблем является проблема распространенности формы психического недоразвития умственной отсталости среди населения. Неблагополучие экологической обстановки, наличие большого количества стрессовых факторов в жизни современного человека предъявляет повышенные требования, как к деятельности нервной системы, так и к функционированию психики в целом.
По данным Всемирной организации здравоохранения количество людей с умственной отсталостью составляет до 3% от всего населения мира. В США и странах Европы распространенность олигофрении составляет 7-30 человек на 1000 человек населения.
Одну из наиболее незащищенных перед лицом психических болезней категорий населения составляют дети. Так, из числа больных олигофренией, состоящих на учете, лиц моложе 18 лет до 64%, а старше 40 лет – 6,8%.
Исследования в области специальной психологии показали, что форма психического недоразвития - умственная отсталость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологии их можно условно разделить на две основные группы: эндогенную, обусловленную, как правило, генетическими факторами, и экзогенную, обусловленную внешними факторами (инфекции, отравления, травмы и пр.), - возникшие на различных этапах развития ребенка.
Особенно важным в этой области исследования представляется вопрос развития коммуникативных умений у обучающимися с диагнозом умственная отсталость. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. У детей с умственной отсталостью данная потребность не возникает сама по себе, именно поэтому психолог одной из задач реализуемых в своей деятельности выделяет развитие коммуникативных умений, которые способствуют социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в общество.
Но для того, чтобы у ребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так со сверстниками необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Инструментом конструктивного взаимодействия педагога с обучающимся по мнению Н.Е. Щурковой является «нежное прикосновение к душе ребенка», делающее акцент на оказание помощи ребенку в его развитии. И.В. Вачков в книге «Групповые методы в работе школьного психолога» предлагает педагогу-психологу использовать средства психологической психотерапии, такие как арт-терапия, игровая терапия, элементы сказкотерапии, но с соблюдением следующих принципов:
принцип деятельностного подхода: опора на тот вид деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью;
принцип комплексного подхода: поддержка тесного контакта психолога с педагогом-дефектологом, учителем, воспитателем и родителями;
принцип иерархичности: от простого к сложному, ориентируясь не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности (И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»,2003г.)
Свою работу с детьми с тотальным недоразвитием психических функций я строю с опорой на эти принципы и считаю, что именно от того сможет ли психолог донести смысл данных принципов, а также разъяснить влияние межличностного взаимодействия на развитие ребенка его окружению зависит успешность социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в будущем.
Похожие статьи:
Типы языковых культур учителей
Через всю свою жизнь проносим и мы образ того, кто первый раз встречал нас у школьного порога и вел в новый мир. Шли годы, мы росли, менялось наше мироощущение, набирался бесценный багаж знаний. Жизнь сталкивала нас на своих дорогах с разными учителями. Дети часто выделяют среди педагогов «любимых» и «нелюбимых». Одним из важнейших признаков, позволяющим ученикам так «классифицировать» своих преп ...
Глобальная сеть Интернет – одно из новых направлений методики обучения
иностранным языкам
Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает "международная сеть" (англ, international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направл ...