Конструктивное взаимодействие с ребенком, имеющим отклонения в развитии

Новая педагогика » Конструктивное взаимодействие с ребенком, имеющим отклонения в развитии

В настоящий момент в современном обществе одной из наиболее актуальных социальных проблем является проблема распространенности формы психического недоразвития умственной отсталости среди населения. Неблагополучие экологической обстановки, наличие большого количества стрессовых факторов в жизни современного человека предъявляет повышенные требования, как к деятельности нервной системы, так и к функционированию психики в целом.

По данным Всемирной организации здравоохранения количество людей с умственной отсталостью составляет до 3% от всего населения мира. В США и странах Европы распространенность олигофрении составляет 7-30 человек на 1000 человек населения.

Одну из наиболее незащищенных перед лицом психических болезней категорий населения составляют дети. Так, из числа больных олигофренией, состоящих на учете, лиц моложе 18 лет до 64%, а старше 40 лет – 6,8%.

Исследования в области специальной психологии показали, что форма психического недоразвития - умственная отсталость может возникнуть у ребенка вследствие различных причин. По этиологии их можно условно разделить на две основные группы: эндогенную, обусловленную, как правило, генетическими факторами, и экзогенную, обусловленную внешними факторами (инфекции, отравления, травмы и пр.), - возникшие на различных этапах развития ребенка.

Особенно важным в этой области исследования представляется вопрос развития коммуникативных умений у обучающимися с диагнозом умственная отсталость. Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. У детей с умственной отсталостью данная потребность не возникает сама по себе, именно поэтому психолог одной из задач реализуемых в своей деятельности выделяет развитие коммуникативных умений, которые способствуют социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в общество.

Но для того, чтобы у ребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так со сверстниками необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Инструментом конструктивного взаимодействия педагога с обучающимся по мнению Н.Е. Щурковой является «нежное прикосновение к душе ребенка», делающее акцент на оказание помощи ребенку в его развитии. И.В. Вачков в книге «Групповые методы в работе школьного психолога» предлагает педагогу-психологу использовать средства психологической психотерапии, такие как арт-терапия, игровая терапия, элементы сказкотерапии, но с соблюдением следующих принципов:

принцип деятельностного подхода: опора на тот вид деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью;

принцип комплексного подхода: поддержка тесного контакта психолога с педагогом-дефектологом, учителем, воспитателем и родителями;

принцип иерархичности: от простого к сложному, ориентируясь не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности (И.И. Мамайчук «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»,2003г.)

Свою работу с детьми с тотальным недоразвитием психических функций я строю с опорой на эти принципы и считаю, что именно от того сможет ли психолог донести смысл данных принципов, а также разъяснить влияние межличностного взаимодействия на развитие ребенка его окружению зависит успешность социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в будущем.


Похожие статьи:

Понятие и сущность графической иллюстрации. Возникновение и развитие графической иллюстрации в России
Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художеств ...

Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости
По итогам констатирующего этапа исследования были проведены формирующие занятия с целью развития навыков внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения детей с нарушением интеллекта. В этих занятиях участвовали все дети экспериментальной группы. По мнению Лисиной и Ломова, психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, а так ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru