Значение подвижных игр в воспитании детей

Страница 3

В результате систематического проведения игр и правильного руководства ими можно воспитать у детей важнейшие волевые качества: выдержку, дисциплинированность, умение регулировать свои действия, своё поведение.

Академик И. П. Павлов установил наличие в коре головного мозга двух процессов: возбуждения и торможения. Чем моложе ребёнок, тем в большей степени возбуждение преобладает над торможением.

Важно установить равновесие между этими процессами и сделать их подвижными. В ряде игр имеются такие правила, которые развивают у детей торможение. Так, в игре «Совушка» при появлении «совушки» все «птицы» замирают на месте. Дети, у которых слабо развиты процессы торможения, шевелятся, делают различные движения. В игре «Перемени флажок» дети, у которых мало выдержки, бегут, не дожидаясь, когда воспитатель скажет «беги». Только после систематического проведения игр, требующих выдержки, торможения, дети перестают нарушать правила, начинают проявлять выдержку, самообладание; у них развиваются тормозные процессы.

Игры способствуют умственному развитию ребёнка. С помощью игр у детей расширяются и углубляются представления об окружающей действительности, развиваются внимание, память, наблюдательность.

При помощи подвижных игр можно воспитывать у детей такие моральные качества, как смелость, решительность, честность, чувство товарищества, коллективизм.

Воспитатель приучает детей играть дружно, не ссориться, подчинять свои желания общим для всех правилам игры; воспитывает навыки культурного, дисциплинированного поведения в коллективе. Так, когда «ловишка» дотронется до одного из бегущих, то как бы последнему ни хотелось продолжать игру, он обязан отойти в сторону. В игре «Чьё звено скорее соберётся» дети быстро, но не толкая других, должны занять место в своей колонне, и т. д.

Многие игры помогают педагогу воспитывать у детей эстетические чувства. Ритмичность, точность, плавность движений, чёткие построения (пары, колонны, круг, различные фигуры, образы, передаваемые детьми) — всё, что вызывает у детей чувство удовольствия, способствует пониманию красоты. Игра — одно из важных средств всестороннего развития дошкольника.

П. Ф. Лесгафт писал: «Игра есть упражнение, при посредстве которого ребёнок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребёнка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ложатся в основание его привычек и обычаев, причём эти занятия обыкновенно связаны с возвышающим чувством удовольствия». Однако только при руководстве со стороны педагога игра может оказать положительное влияние на ребёнка. Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.

Итак, значение подвижных игр:

– развивают мышление, воображение, чувство ритма;

– учат соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях;

– учат подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;

– активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;

– формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;

– помогают овладеть пространственной терминологией;

– помогают освоиться в коллективе;

– пополняют словарный запас детей.

Страницы: 1 2 3 


Похожие статьи:

Сущность конфликта в педагогическом процессе и фазы его протекания
Наиболее эффективным взаимодействие педагога и учащихся оказывается в случае ориентации обеих сторон на сотрудничество в условиях совместной деятельности. Однако, как показала педагогическая практика, наличие общей цели еще не гарантирует отсутствия различных трудностей и противоречий в ее организации и осуществлении. Отражением этих противоречий между участниками совместной деятельности является ...

Эффективность активных методов и форм обучения
Активные методы и формы обучения — это методы и формы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение — предполагает использование такой системы форм и методов, которая направлена главным образом на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деяте ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru