Моделирование – один из теоретических методов исследования. Моделирование характеризуется как воспроизведение характеристик некого объекта на другом объекте, созданном для их изучения. Этот второй объект называется моделью (компоненты и ведущие связи феномена).
Модель интеграции дополнительного и других сфер образования в условиях учреждения дополнительного образования детей (модель «внутренней интеграции») позволяет в образовательном пространстве выделить взаимосвязанные компоненты и уровни интеграции, определить их вариативные возможности, следовательно, содействовать осмыслению и повышению качества дополнительного образования детей.
В структурно-содержательной модели интеграции в условиях учреждения дополнительного образования детей (УДО) можно выделить 4 взаимосвязанных компонента: ценностно-целевой, содержательный, организационно-управленческий, аналитико-рефлексивный.
Общая цель моделирования: содействовать созданию целостной воспитательной гуманистической среды развития ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей.
Конкретная цель моделирования: содействовать качественному сопровождению процессов интеграции и их развития внутри учреждения дополнительного образования детей.
Ценностно-целевой компонент детерминирован системой побудительных сил субъектов интеграции, их опредмеченных потребностей, притязаний, намерений, предложений. Данный компонент характеризует социальную позицию субъектов взаимодействия.
Ценностно-целевой компонент характеризует степень интереса субъектов образовательного процесса к интегративной деятельности и включает:
- профессиональную направленность как устойчивый интерес к интегративной деятельности;
- осознание субъектами взаимодействия ценностей, наличие мотивации к процессам интеграции внутри УДО детей;
- целевую программу интеграции внутри учреждения;
- подбор средств и методов взаимодействия, адекватных целям интеграции.
Ценностно-целевой компонент «внутренней интеграции» также включает в себя конструирование образовательного процесса в УДО детей на уровне целей и задач, планирование интегративной деятельности, разработку педагогического взаимодействия, адекватного целям.
Данный компонент включает ценностное принятие и осмысление интеграции внутри УДО детей.
Содержательный компонент модели интеграции в условиях УДО детей детерминирован основными функциями дополнительного образования и предполагает:
- преемственность образовательных программ в УДО детей;
- наличие интегрированных дополнительных образовательных программ;
- расширение возможностей по реализации функций обучения, воспитания, оздоровления, развития, коррекции, профориентации, информирования, компенсации, социально-педагогических функций и других;
- умение педагогами проектировать и конструировать интегративное содержание образования, учебно-воспитательный процесс, а также систему и последовательность собственных действий и действий воспитанников с учетом особенностей интеграции, результатов взаимодействия, личностных особенностей участников педагогического процесса;
- знания и умения по основам интеграции внутри УДО детей, по методологии и теории интеграции в образовании;
- проявление творчества в отборе содержания интегративной деятельности.
Организационно-управленческий компонент модели «внутренней интеграции» обусловлен владением специалистами на практике технологиями образовательной и управленческой деятельности на основе идеи интеграции, а также владение конструированием, организацией и управлением результативной интеграцией в условиях УДО детей.
Организационно-управленческий компонент включает:
- владение средствами, техникой, методами, формами, приемами интегративной деятельности как системой умений по решению педагогических задач;
- умение проектировать и конструировать процессы интеграции;
- систему и последовательность действий субъектов интеграции с учетом специфики образовательного процесса, результатов деятельности, личностных особенностей участников педагогического процесса;
- высокоразвитые умения педагогического взаимодействия, дающие специалистам возможность адекватно оценивать педагогическую ситуацию, правильно понимать воспитанников, коллег, взаимодействовать с воспитанниками на уровне сотрудничества;
Похожие статьи:
Диагностика навыков культурного поведения у подростков
с нарушением интеллекта
На практическом этапе исследования с подростками с нарушением интеллекта в коррекционной школе-интернате был проведён тест на знание правил поведения при общении с людьми в различных ситуациях. На вопросы теста отвечали учащиеся 8 класса. Возраст учащихся 14-15 лет, всего в классе 12 человек: 7 девочек, 5 мальчиков. Вопросы теста связаны с: · правилами поведения на улице; · правилами поведения пр ...
Значение подвижных игр в воспитании детей
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на движении и наличии правил, направлена на решение двигательной задачи. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, ра ...