Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели он преследует. От этого зависит не только судьба России, но и будущее самого человека.
В условиях демократического преобразования российского общества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей и даже не об их переоценке, а прежде всего о перестройке системы ценностей.
Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно учиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека – это значит лишить его гуманистического фундамента.
Отличительная особенность современной России – ее устремленность в будущее. Отсюда, однако, не следует, что осуществление гуманистических идеалов может быть отложено «на потом», отдаленную перспективу, которое обычно связывают с экономическими успехами. Однако нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижение которого само по себе обеспечивало бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал. В противном случае не имеет вообще смысла вести речь о прогрессе человечества.
Гуманистическое мировоззрение, основывающееся на примере общечеловеческих ценностей над классовыми, региональными, национальными, предполагает активизацию духовного потенциала общества.
Очевидно в связи с этим, что гуманистическая парадигма становится доминантой педагогического процесса в момент слома культуры, каким является для России конец XX – начало ХХI вв. В наше время, когда нарушается традиция, вместе с ней утрачивает чёткость образ мира, знание о мире. Утрачивается равновесие, обеспечиваемое традицией, между человеком и обществом, человеком и природой. При этом проблемы рубежа XX – XXI вв. оцениваются педагогическим сообществом как несущие реальную угрозу человечеству.
Поэтому гуманистическая парадигма рассматривается современными исследователями в области философии воспитания и образования как поиск утраченного знания или же поиск «знания, способного обеспечить защиту социума от дезорганизующего воздействия среды». Таким образом гуманистическая парадигма трактуется как «инновация, направленная на структурирование информационного хаоса, возникшего в результате резкого, ничем не восполненного обрыва традиции».
Гуманизм провозглашает «ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей», считает «благо человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми». При этом гуманизм рассматривается как «антипод любого вида фанатизма, нетерпимости, неуважения точек зрения и знаний других».
Похожие статьи:
Межпредметные связи как фундамент систематизации научных знаний
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность примен ...
Остов перколяционного кластера
Мы обсуждаем теорию перколяции, используя образ "жидкости", смачивающей "поры" после ее впрыскивания в каком-либо одном узле. При таком подходе предполагается, что поры пусты и ничто не мешает жидкости заполнить любую пору. Этот процесс можно реализовать на практике, впрыскивая ртуть в пористый материал, из которого предварительно откачан воздух. Рассмотрим поры, образующие ре ...