Сущность гуманистического воззрения человека

Новая педагогика » Роль гуманизации в воспитании » Сущность гуманистического воззрения человека

Страница 1

Человек как самоцель развития, как критерий оценки общественного прогресса выступает поэтому как гуманистический идеал. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек со всеми своими нуждами, интересами, потребностями. Его сущность во многом определяется тем, какой системы ценностей он придерживается, что побуждает его к деятельности, какие цели он преследует. От этого зависит не только судьба России, но и будущее самого человека.

В условиях демократического преобразования российского общества речь поэтому должна идти не об изобретении каких-то новых ценностей и даже не об их переоценке, а прежде всего о перестройке системы ценностей.

Сущность гуманистического мировоззрения составляет концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир – это мир целостного человека, поэтому важно учиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует самого человека, его личность. Рассматривать социальное развитие вне человека – это значит лишить его гуманистического фундамента.

Отличительная особенность современной России – ее устремленность в будущее. Отсюда, однако, не следует, что осуществление гуманистических идеалов может быть отложено «на потом», отдаленную перспективу, которое обычно связывают с экономическими успехами. Однако нет и не может быть такого уровня экономического развития, достижение которого само по себе обеспечивало бы реализацию этих идеалов. Гуманистические начала, утверждение самоценности человеческой личности, уважение к ее правам, достоинству и свободе нельзя привнести в общественную жизнь извне. Процесс социального развития – есть по сути своей процесс роста и вызревания этих начал. В противном случае не имеет вообще смысла вести речь о прогрессе человечества.

Гуманистическое мировоззрение, основывающееся на примере общечеловеческих ценностей над классовыми, региональными, национальными, предполагает активизацию духовного потенциала общества.

Очевидно в связи с этим, что гуманистическая парадигма становится доминантой педагогического процесса в момент слома культуры, каким является для России конец XX – начало ХХI вв. В наше время, когда нарушается традиция, вместе с ней утрачивает чёткость образ мира, знание о мире. Утрачивается равновесие, обеспечиваемое традицией, между человеком и обществом, человеком и природой. При этом проблемы рубежа XX – XXI вв. оцениваются педагогическим сообществом как несущие реальную угрозу человечеству.

Поэтому гуманистическая парадигма рассматривается современными исследователями в области философии воспитания и образования как поиск утраченного знания или же поиск «знания, способного обеспечить защиту социума от дезорганизующего воздействия среды». Таким образом гуманистическая парадигма трактуется как «инновация, направленная на структурирование информационного хаоса, возникшего в результате резкого, ничем не восполненного обрыва традиции».

Гуманизм провозглашает «ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей», считает «благо человека высшим критерием, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений между людьми». При этом гуманизм рассматривается как «антипод любого вида фанатизма, нетерпимости, неуважения точек зрения и знаний других».

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Классификация активных методов и форм обучения
На данный момент разработано много разнообразных методов и форм обучения и порой бывает сложно выбрать основу классификации. Однако, ряд классификаций, все же существует. Вот некоторые из них. 1. Методы по характеру учебно-познавательной деятельности · неимитационные методы; · имитационные методы. Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятель ...

Изучение предпочтений современных дошкольников в выборе игр, а также уровня сформированности математических представлений
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить предпочтения детей в выборе игр математического содержания в самостоятельной деятельности и уровень сформированности математических представлений в контрольной и экспериментальной группах. Для этого в течение 1 месяца с помощью методов наблюдения за играми детей, бесед с детьми было выявлено предпочтение детей в выборе игр математического содержани ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru