Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога

Новая педагогика » Формирование теоретических основ профессиональной компетентности будущего педагога » Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущего педагога

Страница 3

Таким образом, компетенция предполагает некоторое отчужденное наперед заданное требование к образовательной (включая профессиональную) подготовке обучаемого, а компетентность есть уже состоявшееся личностное качество.

Рассматривая данную проблему, необходимо, в первую очередь, определить, что такое профессиональная компетентность, выявить ее структуру и условия ее формирования. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной компетентности. Обзор психолого-педагогической литературы и других информационных источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятия "профессиональная компетентность". Так, например, зарубежными исследователями данное понятие зачастую рассматривается как "углубленное знание", "состояние адекватного выполнения задачи", "способность к актуальному выполнению деятельности", "эффективность действий".

Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: "качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности". Э.Ф.Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности.

Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально-значимых и личностно-значимых компетенций.

Если говорить о профессиональной компетенции педагога, то в содержание этого понятия вкладывают личные возможности учителя, воспитателя, педагога, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Необходимым для решения тех или иных педагогических задач предполагается знание педагогической теории, умение и готовность применять ее положения на практике. Можно также сказать, что профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении и развитии учащихся.

В разное время и у разных авторов встречаются самые различные трактовки. Это и психическое состояние, и обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, а уровень образованности и общей культуры, единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Из этого набора следует определение профессиональной компетентности как интегративного свойства личности педагога, характеризующего его осведомленность в психолого-педагогической и предметной областях знаний, профессиональные умения и навыки, личностный опыт. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к обогащению знаниями, уверен в себе и способен достигать профессиональных результатов.

Некоторые авторы считают, что компетентность педагога включает такие личностные качества, как инициативность, ответственность, трудолюбие, целеустремлённость, уверенность в себе. Другим представляется, что необходимо включить в структуру компетентности и мотивационно-ценностную сферу, которая в значительной мере определяет уровень овладения знаниями. Таким образом, перечисленные составляющие профессиональной компетенции означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Похожие статьи:

Методические рекомендации по осуществлению внутришкольного контроля
Для подготовки учащихся к централизованному тестированию в учреждениях образования необходимо организовать работу по трем направлениям: организация репетиционных тестирований; индивидуально-коррекционная деятельность; профориентационная работа. В соответствии с указанными направлениями и планом управления образования по подготовке к централизованному тестированию в 2008-2009 году необходимо обесп ...

Дидактические материалы к урокам
Лабораторная работа №1 Тема: Отрезки и многоугольники (5-7 класс). Цели работы: • образовательные: повторение тем «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник», формирование навыков построения на плоскости. • воспитательные: формирование аккуратности, активизация учебной деятельности исследовательского характера. • развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предположе ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru