На данный момент разработано много разнообразных методов и форм обучения и порой бывает сложно выбрать основу классификации. Однако, ряд классификаций, все же существует. Вот некоторые из них.
1. Методы по характеру учебно-познавательной деятельности
· неимитационные методы;
· имитационные методы.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). На уроках математики это может быть имитация конструкторского бюро, инженерного центра и др.
2. Методы по степени активизации:
· игровые;
· неигровые.
3.Методы и формы по численности участвующих выделяют:
· индивидуальные;
· групповые;
· коллективные;
· в диадах и триадах.
4. По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на:
· ранжировании по различным признакам предметов или действий;
· оптимизации процессов и структур;
· проектировании и конструировании объектов;
· решении инженерно-конструкторской задачи;
· исследовательской задачи;
· тренинг навыков:
· внимания;
· выдумки;
· оригинальности;
· быстроты мышления и другие.
5. М. Новик была предложена следующая классификация методов и форм обучения:
Пример применения классификаций:
Лабораторная работа - это неимитационная, не игровая, групповая или индивидуальная форма. По типу деятельности учащихся лабораторные работы могут различаться:
· ранжирование по различным признакам предметов или действий;
· проектировании и конструировании объектов;
· решении инженерно-конструкторской задачи;
· исследовательской задачи;
Дидактические игры – игровые формы обучения, которые могут быть как имитационными, так и не имитационными, чаще всего групповые и коллективные. Тип деятельности участников в процессе дидактической игры зависит от конкретно выбранной игры.
Игры-разминки – неимитационная, игровая, чаще всего групповая или коллективная форма обучения. По типу деятельности участников: чаще всего тренинг навыков, либо ранжирование по признакам предметов или действий.
Мозговой штурм – неигровая, неимитационная, групповая форма работы. По типу деятельности учащихся решение инженерно - конструкторской задачи или исследовательской задачи.
Остановимся подробно, на некоторых активных формах обучения.
Похожие статьи:
Описание опытно-экспериментальной работы
Опытно-экспериментальная работа по организации природоохранной деятельности проводилась в Ярковской общеобразовательной средней школе в 4 классе. Учащиеся данного класса занимаются по программе " Школа России". Хотелось бы дать краткую характеристику класса. В 4 классе обучается 10 человек, из них 5 мальчиков и 5 девочек. Для всех учащихся характерен высокий уровень познавательного инте ...
Научные предпосылки возникновения понятия «педагогическая поддержка»
На современном этапе развития педагогической науки меняются содержание и направленность образования, продиктованные новыми концептуальными подходами гуманизации, личностной ориентации, поликультурности и глобализации. Возрастает роль современных подходов к совершенствованию качества образования. В этом контексте весьма важным в ракурсе гуманистической парадигмы видится обращение ученых к педагоги ...