На данный момент разработано много разнообразных методов и форм обучения и порой бывает сложно выбрать основу классификации. Однако, ряд классификаций, все же существует. Вот некоторые из них.
1. Методы по характеру учебно-познавательной деятельности
· неимитационные методы;
· имитационные методы.
Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми.
Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности). На уроках математики это может быть имитация конструкторского бюро, инженерного центра и др.
2. Методы по степени активизации:
· игровые;
· неигровые.
3.Методы и формы по численности участвующих выделяют:
· индивидуальные;
· групповые;
· коллективные;
· в диадах и триадах.
4. По типу деятельности участников при поиске решения задач выделяют методы, построенные на:
· ранжировании по различным признакам предметов или действий;
· оптимизации процессов и структур;
· проектировании и конструировании объектов;
· решении инженерно-конструкторской задачи;
· исследовательской задачи;
· тренинг навыков:
· внимания;
· выдумки;
· оригинальности;
· быстроты мышления и другие.
5. М. Новик была предложена следующая классификация методов и форм обучения:
Пример применения классификаций:
Лабораторная работа - это неимитационная, не игровая, групповая или индивидуальная форма. По типу деятельности учащихся лабораторные работы могут различаться:
· ранжирование по различным признакам предметов или действий;
· проектировании и конструировании объектов;
· решении инженерно-конструкторской задачи;
· исследовательской задачи;
Дидактические игры – игровые формы обучения, которые могут быть как имитационными, так и не имитационными, чаще всего групповые и коллективные. Тип деятельности участников в процессе дидактической игры зависит от конкретно выбранной игры.
Игры-разминки – неимитационная, игровая, чаще всего групповая или коллективная форма обучения. По типу деятельности участников: чаще всего тренинг навыков, либо ранжирование по признакам предметов или действий.
Мозговой штурм – неигровая, неимитационная, групповая форма работы. По типу деятельности учащихся решение инженерно - конструкторской задачи или исследовательской задачи.
Остановимся подробно, на некоторых активных формах обучения.
Похожие статьи:
Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования знаний о растениях
у детей дошкольного возраста
Дети в дошкольном возрасте получают знания в общении со взрослыми и сверстниками, через книги и телевидение, в формирующейся учебной деятельности. Знания формируются как в стихийном познании природы, так и в процессе направленного умственного воспитания. Знания являются результатом умственного воспитания. Знания - это отражение человеком объективной деятельности в форме фактов, представлений, пон ...
Условия профессионального саморазвития
Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. (Рис 3) Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность студента в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, ...