Активные методы и формы обучения на уроках математики

Новая педагогика » Активные методы и формы обучения на уроках математики

Важными задачами современного образования являются всестороннее развитие личности ребенка, его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Однако сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности, наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. И если человек, окончив школу и вуз, все равно самостоятельно будет продолжать свое образование и развитие, будет стремиться к новым знаниям, иметь исследовательский интерес к окружающему миру, то это и будет лучшим результатом образования.

При организации процесса обучения учитель должен стремиться выбирать такие формы и методы обучения, которые оказывают влияние на развитие интереса к учебе, как к процессу получения новых знаний, который может и должен продолжаться всю жизнь. Активные методы и формы являются необходимым условием того самого трудно оценимого результата образования. Трудно оценимого, однако, наиболее важного и ценного.

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности, например, в овладении новой техникой, которая благодаря своему стремительному развитию все прочнее входит в нашу жизнь, в понимании результатов статистических исследований, которые все чаще появляются в СМИ и т.п. Математика является инструментом познания мира, помогает осознать его законы, понимать логику происходящих событий. Активные формы обучения помогут развить в человеке интерес к исследованию мира, а математика даст человеку орудие для этого исследования.

Нужно понимать, что обучение - это процесс, построенный на преодолении трудностей. И активные формы обучения – это тоже преодоление трудностей. Но они позволяют уменьшить воздействие таких «трудностей» как: трудности восприятия, трудности концентрации внимания и сфокусироваться именно на трудностях обучения.

В данной работе рассмотрены различные классификации методов и форм обучения, выделены активные методы и формы обучения и подробно рассмотрены некоторые из них.

Дидактические материалы, предложенные во второй главе, разработаны таким образом, чтобы проиллюстрировать возможности активных методов и форм обучения в учебном процессе. С этой целью были выбраны различные темы по математике, алгебре и геометрии из разных классов.

Были разработаны лабораторные работы, дидактические игры, игры-разминки, предложены задания с использованием мозгового штурма. Выбор был сделан именно на этих формах, потому что они могут:

· легко уместиться в формат 45-минутного урока;

· использоваться на разном учебном материале;

· выполнять различные учебные задачи;

· уменьшить трудности концентрации внимания и восприятия;

· применяться как для закрепления знания, так и для изучения нового материала или же повторения, обобщения.

Цель работы – разработка различных видов активныхформ обучения математике и демонстрация их возможностей в учебном процессе.

Задачи исследования:

1) анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования;

2) рассмотрение возможностей применения в процессе обучения математике активных форм обучения;

3) дидактическое наполнение активных форм обучения: лабораторные работы, дидактические игры, игры-разминки, мозговые штурмы.

Предмет исследования – активные методы и формы обучения на уроках математики, алгебры и геометрии в школе.

В современной школе нагрузка на учащихся школ высока.Одно из решений этой проблемы - этоуменьшение количества уроков. Но такой подход рождает массу других проблем: чрезмерное количество свободного времени у учащихся, недостаток количества уроков для углубленного изучения тем, входящих образовательные стандарты и др. Однако, проблему загруженности учащихся можно решать, также и применением активных методов и форм обучения, ведь усталость по большей части – психологическая проблема. Если ученик заинтересован, вовлечен, активен, то он не чувствует усталости. А ведь помимо этого, активные методы и формы обучения эффективны еще и с точки зрения усвоения материала. Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью внедрения в учебный процесс разнообразных методов и форм обучения, которые позволяют активизировать деятельность школьников в процессе обучения, развивать их интерес к учебе.


Похожие статьи:

Педагогические условия домашней работы как формы организации внеурочной деятельности
Последние десятилетия ознаменованы пересмотром рациональности домашней самостоятельной работы школьников. Распространились призывы трудиться без домашних заданий, которые многими педагогами были восприняты как прогрессивный шаг в гуманизации школьных взглядов. Впрочем, серьезных подтверждений бесполезности домашних заданий нет. Напротив, есть многовековая практика и педагогические законы, подтвер ...

Темперамент и проблемы воспитания
Чтобы осуществлять индивидуальный, обоснованный подход к детям, правильно представлять себе, в частности, свойства темперамента. При кратковремен­ном знакомстве с ребенком можно получить лишь отдельные, более или менее яркие впечатления о динами­ческой стороне психики, которые недостаточны для достоверного суждения о свойствах темперамента. Лишь зная условия развития ученика, сопоставляя данные о ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru