Методы и формы организации обучения: понятия, различные подходы к классификации

Новая педагогика » Активные методы и формы обучения на уроках математики » Методы и формы организации обучения: понятия, различные подходы к классификации

Страница 1

В теории познания метод определяется как система последовательных действий, которые приводят к достижению результата, соответствующего намеченной цели. Его реализация в учебном процессе выражается через различные формы организации.

Форма организации обучения — это устойчивая завершенная организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов: особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.

Существует множество классификаций методов и форм обучения, ниже приведены некоторые из них.

1. Классификация методов по характеру познавательной деятельности :

• объяснительно-иллюстративные;

• репродуктивные;

• проблемные;

• частично-поисковые – эвристические;

• исследовательские.

Объяснительно-иллюстративные методы строятся по схеме «учитель говорит – ученик слушает». Эти методы реализуются в следующих формах:рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.

Репродуктивные методы строятся по схеме «учитель показывает – ученик повторяет». Они выражаются в таких формах, как: решение задач, повторение опытов и т.д.

Проблемные методы предполагают обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Они выражаются в следующих формах: проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.

Частично-поисковые – эвристическиеметоды, при которых учитель выдвигает проблему, ставит задачу и организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска в решении проблемы (задачи).

Исследовательские методы подобны процессу научного исследования, в рамках которого ученик становится участником процесса исследования. Выдвигаются гипотезы, проводятся исследования, проверяются факты.

2. Методы по компонентам деятельности :

• организационно-действенный компонент;

• стимулирующий;

• контрольно-оценочный.

К организационно-действенному компоненту относят методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

К стимулирующему компоненту относят методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

К контрольно-оценочному компоненту относят методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

3. Методы и формы по источникам передачи знаний :

• словесные;

• наглядные;

• практические.

К словесным относят рассказ, лекцию, беседу, инструктаж, дискуссию.

К наглядным можно отнести демонстрацию, иллюстрацию, схему, показ материала, график.

К практическим: упражнение, лабораторную работу, практикум.

4. Формы по учету структуры личности:

• сознание;

• поведение;

• чувства.

Формы, учитывающие сознание - это рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.

Формы, учитывающие поведение - упражнение, тренировка и т.д.

Формы, учитывающие чувства – стимулирование, контроль и следующие из них одобрение, похвала или критика.

5. По образовательной технологии

Образовательная технология — раздел современной дидактики, который рассматривает нормативно-процессуальную сторону передачи накопленных человечеством знаний в рамках организации образовательного процесса.

С точки зрения образовательных технологий выделяют следующие методы и формы взаимодействия:

• структурно-логические;

• игровые;

• формы, основанные на применении компьютерных технологий;

• диалоговые;

• тренинговые.

Структурно-логические методы и формы представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач. Логика структурирования может быть различной: от простого к сложному, от теоретического к практическому или наоборот.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией
Особенности общения детей с псевдобульбарной дизартрией, а также данные социометрического исследования послужили отправными ориентирами при разработке методики экспериментального общения. Под коммуникативными навыками мы подразумеваем: желание вступить в контакт с окружающими и умение организовать общение. При этом умение организовать общение включает: умение начать, завершить разговор, привлечь ...

Особенности объёма и устойчивости слухового внимания
Задание на исследование объёма и устойчивости слухового внимания вызвало у детей наибольшее затруднение. В данном задании детям предлагалось запомнить и воспроизвести слова, называемые исследователем, что связано не только с развитием такого процесса, как внимание. Данная методика позволяет так же проследить уровень сформированности речевой памяти (ведь детям предлагается не только слушать внимат ...

Главные разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru