Дидактические материалы к урокам

Страница 1

Лабораторная работа №1

Тема: Отрезки и многоугольники (5-7 класс).

Цели работы:

• образовательные: повторение тем «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник», формирование навыков построения на плоскости.

• воспитательные: формирование аккуратности, активизация учебной деятельности исследовательского характера.

• развивающие: развитие наблюдательности, умения выдвигать и проверять гипотезы и предположения, вариативность мышления.

Оборудование и материалы: карточки, подготовленные учителем, класс, оборудованный доской. Ученикам потребуются линейки и карандаши.

План работы:

1) постановка задачи;

2) последовательное рассмотрение частных случаев;

3) формулировка гипотезы;

4) решение схожих задач;

5) подведение итогов.

Форма организации: задания выполняются индивидуально, выдвижение гипотез и их анализ ведется в виде устного обсуждения.

Теоретический материал к лабораторной работе №1

В 5 классе ученики сталкиваются с понятием прямой, треугольника, четырехугольника и с аксиомой принадлежности: «Через любые 2 точки можно провести прямую и притом только одну».

Тогда сколько прямых на плоскости можно провести через 3 точки, 4, 5? Возможны несколько случаев:

1) когда никакие 3 точки не лежат на одной прямой;

2) 3 точки или более может лежать на одной прямой.

Данная лабораторная работа, рассчитанная не на весь урок, поможет детям закрепить аксиомы принадлежности, развить творческое мышление, умение находить закономерности и обобщать, использовать буквенную запись для обобщения.

Работа рассчитана на проведение в 5 классе после изучения тем «Отрезок. Длина отрезка. Треугольник» (Н. Я. Виленкин, § 2) и «Буквенная запись» (Н. Я. Виленкин, § 9) на уроке или факультативе.

Относительно предложенной классификации лабораторных работ данная работа относится к 1 группе (лабораторные работы, после выполнения, которых можно высказать определенную догадку, гипотезу о рассматриваемой зависимости).

Задание к лабораторной работе №1

Учитель разбивает класс на группы по 2 или 4 человека и раздает каждому учащемуся по карточке. В начале лабораторной работы учитель дает указания к выполнению. После того, как ученики сформируют гипотезу, происходит общее обсуждение с учителем. Затем ученики решают оставшиеся задания в карточке.

Указания к лабораторной работе:

Получив карточки, последовательно выполняйте задания указанные на ней, заполняйте соответствующие ячейки и строки. Результатом выполнения работы должна стать гипотеза, о том какова зависимость между количеством точек и количеством прямых, которые через них можно провести. В ходе работы вы сверяйте свои результатыс остальными участниками группы. Гипотеза, которую вы сформируете должна быть общая для всей группы. После того как вы сформируете и запишете гипотезу приостановите выполнения работы и сообщите учителю. После разрешения учителя, решите оставшиеся задания, используя новые знания.

Выполняйте все записи и построения аккуратно.

Выдаваемая карточка:

Методические рекомендации:

В первом задании лабораторной работы табличка построена таким образом, что под ячейкой «Нарисуйте все прямые, которые можно провести через 3 точки» находятся 2 пустых ячейки, что должно подталкивать учеников к отысканию 2 вариантов построения прямой.

1 вариант: все три точки лежат на одной прямой;

2 вариант:точки не лежат на одной и той же прямой.

В следующем задании дается уточнение, отсекающее 1 вариант.

В ходе заполнения карточки уучеников должно получиться следующее количество прямыхдля двух точек -1,для трех - 3, для четырех -6, для пяти - 10, для шести - 15, для семи –21. Чтобы уменьшить вероятность ошибки, учащимся предлагается сверять свои результаты внутри группы.

Чтобы легче было увидеть закономерность, в карточке ученикам предлагается объединить все построения в один рисунок. Сначала нарисовать 2 точки, соединить их отрезком, затем на этом же рисунке 3-ю точку, соединить ее 2 отрезками с предыдущими, затем 4-ю. При таком построении хорошо видно как в найденной ранее последовательности последующее число получается из предыдущего.

После формулирования гипотезы группа сообщает учителю о своей готовности. Пока группа выполнившая задание первой ожидает остальных, учитель предлагает ей проверить свою гипотезу для 8 точек. Когда все группы будут готовы, происходит разбор гипотез.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

План-конспект занятия курса
В процессе занятия преподаватель использует практические и словесные методы. Вначале занятия преподаватель провёл беседу, где под его руководством учащиеся осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения шапочки. Т.к. целью преподавателя является развить индивидуальные возможности школьников, то в прак ...

Методы исследования мотивации к учению
Для того чтобы исследовать проблему мотивации и старшеклассников, рядом учёных были разработаны различные методики. Мотивация у старшеклассников Для того чтобы исследовать особенности мотивации к учению у старшеклассников, можно воспользоваться методикой, предложенной Т. Д. Дубовицкой. Целью методики является исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации деятельности учащихся ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru