Тенденции в профессиональном самообразовании

Личностное и профессиональное саморазвитие способствует становлению человека как профессионала на всем протяжении его жизненного пути, начиная от стадии профессионального самоопределения и заканчивая стадией ухода из профессиональной жизни. Становится важным то, в какой степени студент способен самостоятельно оценить уровень собственного саморазвития, выявить свои недостатки и наметить пути дальнейшего совершенствования.

Одной из современных научно-обоснованных технологий, способствующих формированию профессиональной самостоятельности, самооценки и развитию профессиональных компетенций является электронный профессиональный портфолио.

Различные авторы характеризуют портфолио студента как:

• коллекцию работ студента, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению;

• выставку учебных достижений студента за определенный период обучения;

• форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов студента;

• антологию работ студента, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку— то есть формирующую у студентов способность рефлексии.

Портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы по дисциплине и предназначена для демонстрации, анализа и оценки знаний, умений, коипетенций, развития рефлексии, осознания студентами результатов своей деятельности, собственной субъектной позиции.

Метод портфолио позволяет демонстрировать не только результаты, но и прогресс каждого студента по сравнению с его же предыдущими результатами: «насколько я сегодняшний лучше себя вчерашнего».

Интегративными показателями оценки качества профессионального образования, используемые в портфолио, являются компетентности и компетенции.

Под профессиональной компетентностью понимается комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере и который зависит от необходимого для этого набора профессиональных компетенций.

Именно они обеспечивают возможность субъекту ставить перед собой значимые цели, рисковать, гибко, творчески подходить к решению проблемы и получать результат.

Работа студентов над личным профессиональным портфолио начинается в самом начале обучения в педагогическом вузе, когда они на специальных занятиях знакомятся с целями и задачами использования, функциями портфолио и технологией работы с ним.

На этом этапе они имеют возможность получить программу своего профессионального становления, увидеть ступени формирования необходимых для учителя компетенций и критерии их оценки, что должно настроить их на серьёзную работу для достижение успехов в учебной деятельности и стремление к постоянному самосовершенствованию.


Похожие статьи:

Стадии педагогического общения и технология их реализации
Педагогическое общение имеет динамику, соответствующую логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка). Отсюда и его стадии: 1 стадия - моделирование педагогического общения связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отд ...

Особенности методики проведения подвижных игр в младших группах
Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, в которых действующие лица хорошо известны ребенку из повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих трах очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой возрастной ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru