Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы

Новая педагогика » Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах » Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы

Страница 1

Цели:

1. Изучение рассказа А.П. Чехова «Ионыч», духовной эволюции главного героя.

2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали.

3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.

Тип урока:

урок-размышление.

Вид урока:

комментированное чтение с ассоциативным рисованием.

Межпредметные связи:

эстетика, тема: «Живопись»; дизайн, тема: «Цветовая теория».

Оформление, оборудование:

1. Портрет А.П. Чехова.

2. Эпиграф урока:

Не успокаивайтесь,

не давайте усыплять себя!

Пока молоды, сильны, бодры

не уставайте делать добро.

А.П. Чехов

Рассказ «Крыжовник»

3. Демонстрационная книжка-раскладушка для опорных конспектов.

4. Репродукция картины И.И. Левитана «Осенний день. Сокольники».

5. Акварельные краски, чистые листы.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя (введение в тему).

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова, писателя, которому принадлежит фраза «Краткость – сестра таланта». Чехов, опираясь на традиции классической русской литературы, создал «повествование с опущенными звеньями», путь от художественной детали к обобщенному образу в его книгах необычайно короток. Например, драму крестьянского существования в повести «Мужики» он передает, замечая, что в доме Чикельдеевых жила кошка, глухая от побоев.

«Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам», – писал Чехов.

Поблагодарим писателя за доверие к нам и постараемся оправдать его, внимательно вглядываясь в чеховские детали, вдумываясь в них, пытаясь понять то, о чем не говорит, а лишь намекает нам автор. Тема сегодняшнего урока: «Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.

Для более полного понимания чеховского подтекста обратимся к краскам. Друг А.П. Чехова И.И. Левитан, напутствуя юных художников, говорил: «Старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или иной картины». (Обращение к репродукции картины «Осенний день. Сокольники», ее настроение, атмосфера).

Живопись Левитана – это живопись настроения. А П.П. Чистяков словно вторит Левитану: «Живопись цвета – дело душевное, дело чувства…».

Прислушаемся к совету художников и попытаемся почувствовать настроение, внутреннюю жизнь рассказа Чехова, его героев и передать это настроение с помощью красок.

Итак, А.П. Чехов, рассказ «Ионыч», 1898 год, город С…

II. Комментированное чтение глав рассказа и ассоциативное рисование.

После комментированного чтения каждой главы учащиеся составляют опорные конспекты. Из текста выписываются слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Ионыча (возможно проведение этого этапа в форме групповой работы по 4–5 человек). Предложенные варианты обсуждаются, вырабатывается итоговый конспект, который вносится на страницу книжки-раскладушки. Затем индивидуально учащиеся подбирают подходящий, по их мнению, цвет или цветовое сочетание, соответствующее состоянию героя. (Работа более эффективна при использовании музыкального сопровождения).

Например:

Опорный конспект

Цветовое сочетание

I глава

-Приятно,

– удобно,

– не чувствует усталости,

– смеется, напевает,

– «хорошие, покойные мысли»,

– «недурственно».

Обычно подбираются спокойные, ясные, пастельные тона.

II глава

-Волнуется,

– страдает,

– мучается,

– «пьянит надежда»,

– восхищается,

– ждет любви,

– ужасается,

– «Ох, не надо бы полнеть».

Сильные, контрастные, яркие сочетания.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Методические аспекты использования игровых технологий в обучении географии
А.С. Макаренко, большой знаток ребячьих душ, часто в своих трудах возвращается к вопросу о роли игры в жизни детей. Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра порождает радость и бодро ...

Основы теории речевой коммуникации. Изучение становления общения при нормальном речевом развитии ребенка
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. В последнее время широкое распространение получил терми ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru