Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах

Новая педагогика » Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах

Творчество А.П. Чехова остается востребованным на протяжении многих десятилетий. Его произведения активно входят в духовный мир читателя, обогащая его идейными, нравственными, эстетическими ценностями, необходимыми для формирования гармоничной личности. Чехов затрагивал в своих рассказах, повестях, пьесах множество актуальных тем для своего времени: темы судьбы России, интеллигенции, детства, крестьянства, чинопочитания, пошлости общества, – а также ряд вечных тем: любви, человеческого счастья, смысла жизни. Произведения его просты и лаконичны по форме и стилю, но содержат в себе глубокие вопросы бытия.

А.П. Чехов всегда привлекал внимание критиков и литературоведов, но до конца загадка его творчества неразгаданна. С каждым новым прочтением его произведений читатели открывают новые, еще неизведанные стороны его прекрасного, загадочного мира. Сколько написано статей, докладов, книг, монографий, и все же никому не удалось найти однозначного решения многих проблем, которые поставлены Чеховым в его творчестве. Наиболее известные исследователи творчества А.П Чехова В. Кулешов, З. Паперный, М.П. Громов, А.И. Ревякин, А.П, Чудаков и др. При подготовке к работе мы изучили литературу о жизни и творчестве Чехова в целом. Труд В. Кулешова «Жизнь и творчество А.П. Чехова» рассказывает о жизненном пути великого писателя, его судьбе, неповторимой личности, многообразных связях с современниками, с общественными и политическими событиями эпохи. В «Книге о Чехове», не повторяя общеизвестное о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова, Михаил Громов ищет собственный, неординарный подход к личности и художественному миру писателя. Книга «А.П. Чехов. Идейные и творческие искания» Г.П. Бердникова рассказывает об идейных и творческих исканиях А.П. Чехова. Это – своеобразная духовная биография писателя, история его гражданского и творческого самоопределения, материалом для которой автору послужило все творческое наследие А.П. Чехова.

Творчество прозаика остается современным, т. к. в наше время людей продолжают волновать вечные вопросы любви, нравственной красоты, человеческого счастья, смысла жизни. Остались актуальными и многие социальные вопросы: обывательщины, пошлости, чинопочитания и др. Особенно важно довести эти проблемы не только до сознания взрослого читателя, но и для школьников.

В школьную программу произведения Чехова включены вот уже несколько десятилетий. Вопрос изучения рассказов Чехова в школе разрабатывался многими советскими, а после русскими и белорусскими методистами: Щербакова Е.А., Зильберман Т.В., Баенова Т.А., Штильман Т.С. Мушинская Т.С. и многие другие. Ими были предложены основные направления работы над произведениями Чехова, многие методы и приемы. Однако с течением времени, курс требует поиска новых, нестандартных подходов, приемов и форм работы.

Произведения Чехова – особенные. При внешней простоте они таят множество сложностей для прочтения. Существует проблема недопонимания учащимися в полной мере произведений писателя.

Цель данной работы – сформировать у учащихся способность видеть в лаконизме рассказов Чехова творческую концепцию автора. На протяжении данного исследования предстоит решить такие задачи:

· Выявить особенности рассказов Чехова;

· Рассмотреть содержание школьного курса творчества Чехова;

· Выявить наиболее эффективные формы и приемы работы в старших и средних классах;

· Изучить труды методистов, специализирующихся на творчества А.П. Чехова.

На протяжении данного исследования мы также коснемся форм и приемов работы, которые используются педагогами г. Могилева, а также приведем примеры планов-конспектов уроков по творчеству Чехова, разработанных отечественными методистами.

В данной главе будут исследованы особенности рассказов Чехова, рассмотрено содержание школьного курса, посвященного творчеству классика, а также обрисованы наиболее эффективные приемы и формы работы над рассказами Чехова в средних и старших классах.


Похожие статьи:

Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста средствами графического моделирования
Многие известные педагоги и философы обращали внимание и необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше. Это Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др. Особую роль природы в развитии мышления подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственные наблюдения ...

Педагогические условия домашней работы как формы организации внеурочной деятельности
Последние десятилетия ознаменованы пересмотром рациональности домашней самостоятельной работы школьников. Распространились призывы трудиться без домашних заданий, которые многими педагогами были восприняты как прогрессивный шаг в гуманизации школьных взглядов. Впрочем, серьезных подтверждений бесполезности домашних заданий нет. Напротив, есть многовековая практика и педагогические законы, подтвер ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru