В предыдущих главах мы приводили примеры разработок русских и белорусских методистов. Как же проходит изучение творчества А.П. Чехова непосредственно в г. Могилеве?
Автором данной работы было проведено исследование в нескольких могилевских школах (сш. №8, 40, 43, 25 и т.д.) По ее итогам мы можем с уверенностью сказать, что учителя города Могилева при изучении рассказов Чехова как правило пользуются традиционными формами уроков, испытанными приемами (рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями). Конечно, это не отменяет талантливой организации уроков и их результативности (как известно, педагог прежде всего должен стремиться к пониманию учащимися смысла произведения, а в большинстве случаев традиционные приемы дают такую возможность). Примером может служить урок, проведенный в сш. №43 (учитель Горбунова Н.Н.)
Урок 1
. «Хамелеон – человек без чести и совести»
Цель
: формирование навыков анализа художественного произведения, рассмотреть рассказ «Хамелеон» как анекдот о приспособлении без чести и совести; роль детали и фамилии в обрисовке образа героя; формирование умений формулировать вопросы, работать в группе; развитие рефлексии.
Ход урока:
1) Подготовка восприятия учащихся.
– Как говорят про человека, который часто меняет свое мнение? (семь пятниц на неделе, двуличный, лицемер – на доске)
– А человека, мнение которого зависит от мнения и положения окружающих людей?
– Встречались ли вы с такими людьми?
– Всякого ли человека, меняющего свое мнение, можно назвать хамелеоном? (только человеком без чести и совести) На доске вывешиваются понятия «двуличный», «лицемер», напротив «честь», «совесть».
2) Формулирование проблемы.
– Почему так расположены понятия? (противопоставлены) Попробуйте сформулировать проблему, над которой будем работать на уроке.
Проблема становится темой урока «Хамелеон – человек без чести и совести».
Сегодня на уроке мы вчитываемся в рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», попытаемся понять, о чем хотел рассказать нам писатель, какие проблемы его волновали.
В своих произведениях писатель высмеивает человеческие пороки, делая это виртуозно, мастерски. К.И Чуковский в своей книге о Чехове пишет: «Два основных порока обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (эпиграф).
– Можно ли такого человека назвать лицемером, хамелеоном?
3) Инсценирование эпизода учащимися.
Предварительное задание: сформулируйте и запишите вопросы, просматривая фрагмент. Это могут быть вопросы по инсценировке или по произведению.
Индивидуальное задание: создать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту в 2–3 предложениях.
– Интересно ли вам было смотреть на одноклассников? Что им удалось отразить в образах героев?
4) Формулирование вопросов.
Учащиеся задают свои вопросы. На какие-то из них отвечаем сразу.
5) Работа в группах.
Каждой группе выдается опорный лист с вопросами и заданиями.
1 группа.
Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.
· Есть ли в тексте рассказа портрет Очумелова? Какая деталь внешности заменяет ее? Сколько раз она повторяется?
· Чей портрет в рассказе дан более подробно?
· К каким выводам вы пришли?
2 группа.
Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.
· Проанализируйте фамилии героев. Заключена ли в них авторская оценка? Какая?
· Сколько раз в тексте употребляется слово закон? Кто его произносит?
· Что такое закон для Хрюкина? Как помогают ответить на этот вопрос его слова: «у меня у самого брат в жандармах…»? Что такое закон для Очумелова?
3 группа.
Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.
· Чья речь преобладает в диалоге? Как вы думаете, почему?
· Проследите по тексту рассказа, как ведет себя Очумелов. От чего это зависит?
· Почему рассказ называется «Хамелеон»?
6) Подведение итогов. Рефлексия.
– Почему рассказ «Хамелеон» – это анекдот о приспособлении без чести и совести?
Похожие статьи:
Методика изучения геометрических величин. Теория измерения длин отрезков
Измерение геометрических величин (длины, площади, объема) изучается в школьном курсе дважды, на двух различных уровнях. На первом, экспериментальном, уровне в начальных классах учатся измерять длины отрезков, площади простейших плоских фигур и объёмы простейших пространственных тел.На этом уровне не дается определений длины, площади и объема. Цель состоит в том, чтобы создать у учащихся ясные инт ...
Использование информационных технологий в современном учебном процессе
Наше время характерно стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни, проникают во все сферы человеческой деятельности. Глобальное внедрение компьютерных технологий, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, ...