Из опыта работы педагогов г. Могилева

Страница 1

В предыдущих главах мы приводили примеры разработок русских и белорусских методистов. Как же проходит изучение творчества А.П. Чехова непосредственно в г. Могилеве?

Автором данной работы было проведено исследование в нескольких могилевских школах (сш. №8, 40, 43, 25 и т.д.) По ее итогам мы можем с уверенностью сказать, что учителя города Могилева при изучении рассказов Чехова как правило пользуются традиционными формами уроков, испытанными приемами (рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями). Конечно, это не отменяет талантливой организации уроков и их результативности (как известно, педагог прежде всего должен стремиться к пониманию учащимися смысла произведения, а в большинстве случаев традиционные приемы дают такую возможность). Примером может служить урок, проведенный в сш. №43 (учитель Горбунова Н.Н.)

Урок 1

. «Хамелеон – человек без чести и совести»

Цель

: формирование навыков анализа художественного произведения, рассмотреть рассказ «Хамелеон» как анекдот о приспособлении без чести и совести; роль детали и фамилии в обрисовке образа героя; формирование умений формулировать вопросы, работать в группе; развитие рефлексии.

Ход урока:

1) Подготовка восприятия учащихся.

– Как говорят про человека, который часто меняет свое мнение? (семь пятниц на неделе, двуличный, лицемер – на доске)

– А человека, мнение которого зависит от мнения и положения окружающих людей?

– Встречались ли вы с такими людьми?

– Всякого ли человека, меняющего свое мнение, можно назвать хамелеоном? (только человеком без чести и совести) На доске вывешиваются понятия «двуличный», «лицемер», напротив «честь», «совесть».

2) Формулирование проблемы.

– Почему так расположены понятия? (противопоставлены) Попробуйте сформулировать проблему, над которой будем работать на уроке.

Проблема становится темой урока «Хамелеон – человек без чести и совести».

Сегодня на уроке мы вчитываемся в рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», попытаемся понять, о чем хотел рассказать нам писатель, какие проблемы его волновали.

В своих произведениях писатель высмеивает человеческие пороки, делая это виртуозно, мастерски. К.И Чуковский в своей книге о Чехове пишет: «Два основных порока обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (эпиграф).

– Можно ли такого человека назвать лицемером, хамелеоном?

3) Инсценирование эпизода учащимися.

Предварительное задание: сформулируйте и запишите вопросы, просматривая фрагмент. Это могут быть вопросы по инсценировке или по произведению.

Индивидуальное задание: создать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту в 2–3 предложениях.

– Интересно ли вам было смотреть на одноклассников? Что им удалось отразить в образах героев?

4) Формулирование вопросов.

Учащиеся задают свои вопросы. На какие-то из них отвечаем сразу.

5) Работа в группах.

Каждой группе выдается опорный лист с вопросами и заданиями.

1 группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Есть ли в тексте рассказа портрет Очумелова? Какая деталь внешности заменяет ее? Сколько раз она повторяется?

· Чей портрет в рассказе дан более подробно?

· К каким выводам вы пришли?

2 группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Проанализируйте фамилии героев. Заключена ли в них авторская оценка? Какая?

· Сколько раз в тексте употребляется слово закон? Кто его произносит?

· Что такое закон для Хрюкина? Как помогают ответить на этот вопрос его слова: «у меня у самого брат в жандармах…»? Что такое закон для Очумелова?

3 группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Чья речь преобладает в диалоге? Как вы думаете, почему?

· Проследите по тексту рассказа, как ведет себя Очумелов. От чего это зависит?

· Почему рассказ называется «Хамелеон»?

6) Подведение итогов. Рефлексия.

– Почему рассказ «Хамелеон» – это анекдот о приспособлении без чести и совести?

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков, определённых программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Детский сад является первой ступ ...

Структура портфолио
Портфолио отвечает интересам учителя школы, вуза и системы дополнительного образования и может стать для них средством связи и взаимодействия, по существу, одним из центральных документов, отражающих формы получения образования и самообразования учителей. Опыт использования различных моделей портфолио позволяет сделать следующие рекомендации. При разработке портфолио целесообразно ориентироваться ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru