Из опыта работы педагогов г. Могилева

Страница 1

В предыдущих главах мы приводили примеры разработок русских и белорусских методистов. Как же проходит изучение творчества А.П. Чехова непосредственно в г. Могилеве?

Автором данной работы было проведено исследование в нескольких могилевских школах (сш. №8, 40, 43, 25 и т.д.) По ее итогам мы можем с уверенностью сказать, что учителя города Могилева при изучении рассказов Чехова как правило пользуются традиционными формами уроков, испытанными приемами (рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями). Конечно, это не отменяет талантливой организации уроков и их результативности (как известно, педагог прежде всего должен стремиться к пониманию учащимися смысла произведения, а в большинстве случаев традиционные приемы дают такую возможность). Примером может служить урок, проведенный в сш. №43 (учитель Горбунова Н.Н.)

Урок 1

. «Хамелеон – человек без чести и совести»

Цель

: формирование навыков анализа художественного произведения, рассмотреть рассказ «Хамелеон» как анекдот о приспособлении без чести и совести; роль детали и фамилии в обрисовке образа героя; формирование умений формулировать вопросы, работать в группе; развитие рефлексии.

Ход урока:

1) Подготовка восприятия учащихся.

– Как говорят про человека, который часто меняет свое мнение? (семь пятниц на неделе, двуличный, лицемер – на доске)

– А человека, мнение которого зависит от мнения и положения окружающих людей?

– Встречались ли вы с такими людьми?

– Всякого ли человека, меняющего свое мнение, можно назвать хамелеоном? (только человеком без чести и совести) На доске вывешиваются понятия «двуличный», «лицемер», напротив «честь», «совесть».

2) Формулирование проблемы.

– Почему так расположены понятия? (противопоставлены) Попробуйте сформулировать проблему, над которой будем работать на уроке.

Проблема становится темой урока «Хамелеон – человек без чести и совести».

Сегодня на уроке мы вчитываемся в рассказ А.П. Чехова «Хамелеон», попытаемся понять, о чем хотел рассказать нам писатель, какие проблемы его волновали.

В своих произведениях писатель высмеивает человеческие пороки, делая это виртуозно, мастерски. К.И Чуковский в своей книге о Чехове пишет: «Два основных порока обывательской души казались Чехову особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными» (эпиграф).

– Можно ли такого человека назвать лицемером, хамелеоном?

3) Инсценирование эпизода учащимися.

Предварительное задание: сформулируйте и запишите вопросы, просматривая фрагмент. Это могут быть вопросы по инсценировке или по произведению.

Индивидуальное задание: создать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту в 2–3 предложениях.

– Интересно ли вам было смотреть на одноклассников? Что им удалось отразить в образах героев?

4) Формулирование вопросов.

Учащиеся задают свои вопросы. На какие-то из них отвечаем сразу.

5) Работа в группах.

Каждой группе выдается опорный лист с вопросами и заданиями.

1 группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Есть ли в тексте рассказа портрет Очумелова? Какая деталь внешности заменяет ее? Сколько раз она повторяется?

· Чей портрет в рассказе дан более подробно?

· К каким выводам вы пришли?

2 группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Проанализируйте фамилии героев. Заключена ли в них авторская оценка? Какая?

· Сколько раз в тексте употребляется слово закон? Кто его произносит?

· Что такое закон для Хрюкина? Как помогают ответить на этот вопрос его слова: «у меня у самого брат в жандармах…»? Что такое закон для Очумелова?

3 группа.

Выполните задания и ответьте на вопросы, выводы запишите.

· Чья речь преобладает в диалоге? Как вы думаете, почему?

· Проследите по тексту рассказа, как ведет себя Очумелов. От чего это зависит?

· Почему рассказ называется «Хамелеон»?

6) Подведение итогов. Рефлексия.

– Почему рассказ «Хамелеон» – это анекдот о приспособлении без чести и совести?

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Выводы по результатам проведенной коррекционно-развивающей работы
С целью выявления результативности коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностика изучения индивидуальных особенностей мышления детей с диагнозом умственная отсталость с опорой на батарею тестов Л.Ф. Тихомировой: 1.Тест «Классификация предметов»; 2.Тест «Сравнение предметов»; 3.Тест «Выделение существенных признаков»; 4.Тест «Аналогии»; 5.Тест «Обобщение»; Изучение эмоционал ...

Классификация дидактических средств
Среди многих типологий дидактических средств - простотой отличается классификация, осуществленная Эдвардом Флемингом и Яном Якоби. Они подразделяют дидактические средства на три группы. 1. Природные средства, которые непосредственно представляют саму действительность. 2. Технические средства, которые косвенно отображают действительность. К этой группе относят визуальные, аудиальные, аудиовизуальн ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru