Цель:
оценка особенностей творческого воображения.
Материал и оборудование:
бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Описание.
Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.
Инструкция.
Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Заканчиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»
Интерпретация результатов.
Показателями творчества в данном исследовании являются:
• величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
• сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.
Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.
Шкала оценки творчества
Пункт |
Характеристика составленного предложения |
Оценка предложения (балл) |
а |
В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации |
6 |
б |
В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации |
5 |
в |
В предложении использованы все три слова в обычной комбинации |
4 |
г |
Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации |
3 |
д |
Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой, в силу чисто словесной связи |
2,5 |
е |
Правильно использованы лишь два слова, а третье искусственно введено в предложение |
1 |
ж |
Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями |
0,5 |
з |
Предложение представляет собой бессмысленное объединение все трех слов |
0 |
Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.
Качественная характеристика творческого воображения, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом воображении или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.
Похожие статьи:
Основные характеристики игры как ведущей деятельности и формы организации жизни
детей дошкольного возраста
Ведущая деятельность - это деятельность, с развитием которой происходят главные изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие ребенка к новой, высшей ступени своего развития. Общеизвестно, что всем этим признакам отвечает игровая деятельность. Она создает зону ближайшего развития и сама выступает как источник развития. Л.С. Выготский подчеркивал & ...
Пути формирования самостоятельности у детей
На следующем этапе можно приступать к формированию познавательной активности на более высокий уровень. Чтобы этого добиться, необходимо способствовать формированию более высоких познавательных интересов. Пути воспитания интереса у детей различны. Возможно использование различных методов индивидуальной и фронтальной работы: разучивание чистоговорок, загадок, использование интересных игрушек, грамз ...