Цель:
оценка особенностей творческого воображения.
Материал и оборудование:
бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.
Описание.
Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.
Инструкция.
Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Заканчиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»
Интерпретация результатов.
Показателями творчества в данном исследовании являются:
• величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;
• сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.
Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.
Шкала оценки творчества
|
Пункт |
Характеристика составленного предложения |
Оценка предложения (балл) |
|
а |
В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации |
6 |
|
б |
В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации |
5 |
|
в |
В предложении использованы все три слова в обычной комбинации |
4 |
|
г |
Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации |
3 |
|
д |
Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой, в силу чисто словесной связи |
2,5 |
|
е |
Правильно использованы лишь два слова, а третье искусственно введено в предложение |
1 |
|
ж |
Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями |
0,5 |
|
з |
Предложение представляет собой бессмысленное объединение все трех слов |
0 |
Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.
Качественная характеристика творческого воображения, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений – б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом воображении или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.
Похожие статьи:
Роль родителей в формировании личности ребенка
Формирование личности человека происходит не в идеальных условиях. Социализация и воспитание в семье понимаются нами как стихийное и часто неосознанное подражание или заимствование манер, взглядов, установок родителей. Внешне поведение родителей может быть вполне социально приемлемым, так как оно подчиняется бытующей морали, правилам и нормам взаимоотношений. Однако внешняя социальная форма пов ...
Роль стихотворений и рифмовок для усвоения языкового материала
У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане урока необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок, стихов отвечает возрастным и психологическим особенностям детей. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, звуковая повторяемость. Разу ...