Из опыта работы педагогов г. Могилева

Страница 3

Таково положение вещей к началу развертывания сюжета рассказа.

3. Теперь нас будет интересовать момент, когда очумеловская шинель опять окажется в центре повествования. Вновь обращаемся к групповой форме работы, на которую отводим 5–6 минут.

Вопросы и задания для групп.

1) Подготовить выразительно чтение по ролям фрагмента рассказа со слов:» ПО какому случаю тут?» до слов:» Знаю вас, чертей!»

2) Какие слова стали для Очумелова сигналом для изменения «окраски», то есть отношения к щенку? Почему? Внутренние или внешние изменеия происходят в этот момент с полицейским надзирателем?

3) Как и с помощью каких языковых средств автор добивается комического эффекта в этом эпизоде (обратите внимание на характер языка Очумелова)?

Предполагаемый результат работы групп.

Итак, виновник «беспорядка», случившегося на базарной площади, – борзой щенок, укусивший за палец золотых дел мастера Хрюкина. Стремясь навести надлежащий порядок, полицейский надзиратель разражается потоком ругательств в адрес предполагаемого владельца щенка: «Я этого так не оставлю. Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!», называет его (владельца) мерзавцем и обещает показать ему «кузькину мать». И именно в этот момент кто-то из толпы предполагает, что собака, «кажись, генерала Жигалова!». Эти слова и послужили сигналом для тех перемен, что произошли с только что упивавшимся своей властью Очумеловым. Он, в полном соответствии со своей говорящей фамилией, буквально очумел от услышанного! Ведь если хозяин щенка действительно генерал Жигалов, то все, что до этого полицейский надзиратель говорил в адрес владельца собаки, сказано о генерале. О генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признает и не почитает, и это слышали все, собравшиеся на площади! Такие или подобные мысли, видимо, вихрем пронеслись в голове Очумелова за те несколько секунд, что прошли после реплики из толпы. Небольшая запинка – и звучит знаменитая фраза: «Сними-ка. Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко!» И жарко, конечно, не от солнца. Интересно выяснить, внешние или внутренние изменения происходят в этом эпизоде с полицейским надзирателем. Внутреннее его перевоплощение мы можем проследить по тексту. Но, думается, имеем полное право предположить, что изменился и внешне: покраснел от волнения или побледнел от испуга. Кроме того, «не исключено, что цвет его шинели и кителя отличался друг от друга хотя бы оттенком, хотя бы чуть-чуть. Действительно – хамелеон!

Комический эффект ситуации Чехов усиливает и за счет речевой характеристики персонажа. Внешне рассказ построен как диалог, но на самом деле в нем преобладает монологическая речь Очумелова, и именно речевое мастерство автора помогает нам до конца понять социальную суть и комизм хамелеонства. Язык Очумелова чисто полицейский, «жандармский», в нем постоянно звучат обороты из официальных уложений и приказов: «Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям…», «Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот…», «А собаку истребить надо». Особого эффекта Чехов достигает тем, что в речи Очумелова канцеляризмы, порой в одном предложении, соседствуют с противоречиями и вульгаризмами:» Как отштрафуют его, мерзавца…», «Я ему покажу кузькину мать…», «Знаю вас, чертей!»

4. Наконец, предлагаем группам еще один ряд вопросов и заданий:

1) Сколько раз на протяжении рассказа меняется состояние Очумелова? Как в этих переменах отражается сущность его характера?

2) Как по ходу развития действия изменяется наименование шинели? Когда и почему это происходит?

3) Сопоставьте иллюстрации к рассказу Чехова «Хамелеон» художника В.М. Бескаравайного и художника Кукрыниксов. Какие эпизоды рассказа на них запечатлены? Как вы об этом догадались?

Результаты работы групп:

Сюжет «Хамелеона» развивается стремительно и динамично. Внешне движение действия выражается в быстрых и контрастных сменах состояния Очумелова. В результате наблюдения над текстом первая группа приходит к выводу, что в рассказе содержится шесть таких смен интонаций, от начальственно – повелительных до рабски – трусливых. Первоначальное безапелляционное, «законное» решение – уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем по воле реплики из толпы, что собака «кажись, генерала Жигалова», виновным оказывается Хрюкин, а собака берется Очумеловым под защиту как генеральская. Звучит замечание городового, что собака «не генеральская. У генерала таких нет», – и новый сдвиг в настроении полицейского надзирателя: вновь он требует собаку «истребит», вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Новые сомнения городового – и еще одна перемена Очумелова: «Собака – нежная тварь… а ты, болван, опусти руку!» Появление генеральского повара возвращает Очумелова к исходной позиции: собака бродячая, «истребить, вот и все». Окончательная версия – собака «генералова брата, что намеднись приехал»: «Я еще доберусь до тебя!» – обещает Очумелов Хрюкину.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Констатирующий эксперимент
Проблеме поиска эффективных путей формирования экологической культуры у дошкольников, и как её составной части, развитию экологического мышления в МДОУ ДСКВ №90 "Айболит" уделяется достаточно большое внимание. Образовательная работа с детьми строится в соответствии с рекомендациями комплексной программы "Развитие", разработанной авторским коллективом под руководством Л.А. Венг ...

Конспект урока «золотые россыпи народной педагогики»
Преподаватель: Баева Г.И. Тема: Золотые россыпи народной педагогики Цель: 1.Приобщать студентов к народному творчеству. 2.Обогатить содержание воспитательного процесса. 3.Выявить умение применять знания по народной педагогике в практической деятельности, умение организовать самостоятельную работу и анализировать результаты труда. 4.Познакомить с идеями народной педагогики великих людей. 5.Воспиты ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru