Из опыта работы педагогов г. Могилева

Страница 5

Чехов дорог нам своими высокими этическими принципами. В своих произведениях он не только показывал, каким не должен быть человек, но и давал почувствовать, каким бы он хотел видеть человека. Высмеивая жестоких, несправедливых, эгоистичных, ограниченных людей, писатель высказывал мечту о людях, справедливых, свободных, нравственно красивых, живущих широкой общественной жизнью. Сам труженик, он своими произведениями стремился воспитать любовь к созидательному труду, непримиримый враг пошлости, рабства, он учил уважать человеческое достоинство, быть правдивым, честным, духовно свободным.Для нас дороги также постоянные искания Чехова. Он не останавливался на достигнутом. Требовательный, взыскательный к себе художник настойчиво изучал жизнь, людей, много и тщательно работал над своими произведениями, отшлифовывая их содержание и форму. Превосходный знаток русского языка, он находил точные, ясные, простые слова для выражения в своих художественных произведениях глубокого содержания. В данной работе было осуществлено исследование курса рассказов Чехова в средних и старших классах, основных путей работы с учащимися, направленности работы педагога. Были решены следующие задачи:

· Выяснено, что основными особенностями рассказов Чехова являются: лаконизм изложения, краткость, точность, внешняя развлекательность при глубокой нравственной проблематике;

· Рассмотрено содержание школьного курса творчества Чехова. Рассказы Чехова изучаются в средних и в старших классах, что определяет разнообразие форм и приемов работы на уроках русской литературы (в старших классах имеет место более глубокий анализ произведений, изучение биографии автора);

· При изучении рассказов Чехова в школе может использоваться огромное количество форм и приемов работы, от таких известных и традиционных, как рассказ учителя, фронтальный опрос, работа с иллюстрациями до таких нетипичных, как работа с компьютерами, создание речевого портрета, фантазия на тему по рассказу и т.д.

· Проведено знакомство с опытом работы могилевских педагогов (Горбуновой Н.Н., Исаевская М.Г. и т.д.), проведены опросы в средних школах города Могилева (сш №8, 22, 43, 35 и т.д.).

Таким образом, цели данного исследования можно считать частично достигнутыми. Однако в разработке данного направления намечаются перспективы, в основном связанные с исследованием драматургии Чехова в школе, развития темы внеклассной работы по творчеству А.П. Чехова и т.д.

Как уже говорилось выше (опросы, проведенные автором данной работы, это подтверждают), во многих случаях ученики воспринимают лишь внешнюю, развлекательную сторону рассказов Чехова. Нравственная же проблематика, которая поднимается в рассказах, ускользает от их понимания. Таким образом, основной задачей учителя становится донести до учащихся всю смысловую ценность произведений русского классика.

В заключение работы, хотелось бы привести несколько фрагментов из проведенных опросов учащихся средних школ города Могилева. Ученикам 6 и 10 классов был задан вопрос «В чем вы видите ценность рассказов Чехова». Ответы показали, что ученики в основном хорошо осознают то, чем ценен русский классик не только для молодых читателей, но и для известных литературоведов. Ответы были такими:

· «Чехов дорог нам своей горячей любовью к Родине, к своему народу, своим стремлением помочь им пером художника» (Юля Т., 6 кл.);

· «Произведения Чехова дороги нам широтой и глубиной постижения автором жизни» (Алексей О., 6 кл.);

· «Перед читателем проходят картины русской природы, люди различных профессий, возрастов, психологии» ;

· «Чехов учит нас наблюдать природу, проникать в душевный мир человека»;

· «Не стремясь выдумывать необыкновенное, он пишет о простых жизненных явлениях, о незначительных событиях, но в этих будничных эпизодах раскрывается перед нами сама жизнь».

Страницы: 1 2 3 4 5 


Похожие статьи:

Организация учебно-познавательной деятельности
Под организацией учебно-познавательной деятельности учащихся понимают определенный порядок дидактического процесса в структурном и функциональном смысле, придание этому процессу необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели. Рассмотрю различные подходы к понятию «организация». «Организация» – от позднелатинского «organiso» – сообщаю стройный вид, устраиваю. В толковом словаре СИ. О ...

Стили и типы семейного воспитания
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, о ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru