Планы-конспекты уроков по творчеству А.П. Чехова

Новая педагогика » Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах » Планы-конспекты уроков по творчеству А.П. Чехова

Страница 1

Если говорить о разработках, уроков по творчеству А.П. Чехова в средних и старших классах, то в этом отношении недостатка в материалах нет. В современных журналах и методических пособиях можно найти достаточное число разработок уроков, предложенных как белорусскими, так и русскими учителями и методистами. К тому же, имеются статьи, откуда можно почерпнуть знания о некоторых частных формах и приемах работы на уроках.

По большей части авторы в своих разработках используют традиционные приемы и формы, испытанные временем: опросы, создание иллюстраций и т.д. Разумеется, нельзя сказать, что такие уроки будут неэффективными. Примером тому может служить план-конспект урока, который приводит Т.В. Зимбельман.

Урок 1. Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»

Цели урока

:

· Выяснить особенности стиля А.П. Чехова, мастера слова, детали, подтекста, способного на маленькой площади емко сказать многое;

· учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.

Оборудование:

портрет Чехова, стенд с иллюстрациями к рассказу, выполненными учащимися.

Па доске эпиграф «Краткость сестра таланта» А.П. Чехов, выписка из Словаря русского языка в 4-х томах: «лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)».

– Чехов, изумительный мастер лаконичной речи, выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое. У Чехова мы учимся меткому, точному слову. Сегодня, анализируя рассказ Чехова «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем, как всегда, учиться вчитываться в текст.

– Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров на роли героев. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.

А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни» (о чем эта деталь говорит?); «Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.

Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали? А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»). Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные?

Дети отмечают, что тонкий навьючен. (Вьюк – упаковочная поклажа, перевозимая на спине животных, а также сумка для такой поклажи). Чехов делает нас соавторами, мы включаем в работу свое воображение: значит, герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не хересом, а кофейной гущей.

Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопоставлению, антитезе.

Богатый и бедный.

Прочтите диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей. Как передает писатель радость этой встречи? (У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства. Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

План-конспект ведения календаря природы с детьми старшей группы в течение третьей недели сентября
Внесение календаря. В конце второй недели сентября (в пятницу) воспитатель вносит в группу две страницы календаря: «Условные обозначения» и «Сентябрь». Показывает их детям и объясняет, что с понедельника следующей недели они начнут наблюдения за природой. Рассматривает с детьми эти страницы, объясняет условные обозначения. Затем вывешивает их в уголке природы. Наблюдение первое (понедельник ). На ...

Характеристика различных приёмов развития творческих способностей на уроках чтения
Д.Б. Эльконин в своём исследовании методов развития творческого воображения выяснил, в какой мере в данной деятельности младший школьник следует логике реальной жизни и на сколько они стойки в осуществлении этой реалистической тенденции. Он выдвинул предположение, что само возникновение образов фантазии вызывается столкновением реалистической идеи с ограниченными средствами её воплощения - это со ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru