Планы-конспекты уроков по творчеству А.П. Чехова

Новая педагогика » Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах » Планы-конспекты уроков по творчеству А.П. Чехова

Страница 2

Прочитайте речь тонкого. Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни? Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает? (С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас не это главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое… ну да бог с ним!», – не о том хочется ему сейчас, в этот радостный момент говорить).

Прочитаем ответ толстого. Что мы узнаем о его положении в обществе? Как, по вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь? Почему Чехов об этом ничего не говорит нам, читателям?

Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.

– Читаем в рассказе Чехова… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел». О чем эти вдруг, побледнел, окаменел говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этому глаголу.

Это вдруг передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл как вкопанный. За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что окаменел, этот глагол-метафора, – единственно возможное здесь, самое точное слово художника-мастера. Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит? (О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательное в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…? Что передает каждый глагол, использованный здесь Чеховым? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю? Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съежились и поморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобострастно хихикает, тотчас же в его речи появляется раболепно-почтительное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.

От языка идем к идее произведения – разоблачению подхалимства и угодничества.

Читаем у Чехова: «Толстый хотел было возразить что-то». Что, по-вашему, он мог бы возразить? И почему Чехов не дает ему возразить? Каким словом передает писатель чувства Толстого от пресмыкательства тонкого?

Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его в сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с гимназическим товарищем резко отозвался о своем новом начальнике. (Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его). Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого. Для чего он это сделал?

– Что можем мы сказать о мастерстве Чехова-писателя? Что, на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе? Можете ли вы сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала это высказывание Чехова?

Здесь нашему вниманию предлагаются приемы и формы работы, которые знакомы любому учителю: рассказ, описание персонажей, опрос. Однако несомненным достоинством такого урока является прежде всего внимание к слову, тесная связь с русским языком. Ученики на протяжении урока следят за речью персонажей, учатся находить в тексте средства выразительности, следят за особенностями стиля Чехова.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
После проведения формирующего эксперимента вновь провели диагностику, используя те же задания и вариантный материал к ним, сделали сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов: Методика «Бусы». Таблица 5 – Результаты проведения методики «Бусы» эксперимент уровни Констатирующий Контрольный Кол-во % Кол-во % Высокий 3 14 4 19 Хороший 12 58 13 62 Средний 3 14 3 14 Ни ...

История развития и становления системы развивающего обучения
История идеи развивающего обучения восходит ко временам Конфуция, который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал, что главное в обучении - это обеспечение всестороннего развития. Затем эту идею продолжили Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель – в Древней Греции; Квинтилиан – в Древнем Риме. Они известны не только как философы, но и как авторы педагогических трудов. Их мысли ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru