Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы

Новая педагогика » Изучение рассказов Чехова в средних и старших классах » Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы

Страница 2

III глава.

Противоречивые состояния и мысли героя встречаем в третьей главе. Здесь и «радостное мучительное чувство», и стыд, и раздражение («хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона»), и расчетливость («приданого дадут должно быть немало»), и равнодушие («сколько хлопот, однако»). И в рисунках рябят цветовая гамма меняется, становиться более контрастной, появляются белые пятна, темные штрихи.

-Ошеломлен,

– испытывает радостное, мучительное чувство,

– «перестало беспокойно биться сердце»,

– жаль любви,

– стыдно,

– успокоился.

Более контрастная, разноречивая цветовая гамма, появляются темные штрихи, белые пятна.

IV глава

-Спешно принимает больных,

– ни с кем не сходится,

– хочет говорить, жаловаться,

– «огонек в душе погас»,

– раздражается,

– «старимся, полнеем, опускаемся»

– «А хорошо, что я тогда не женился».

Палитра все более темнеет, преобладают безрадостные краски.

V глава

-Пополнел, ожирел,

– «живется ему скучно»,

– «ничто его не интересует»,

– «жадность одолела».

Светлые тона исчезают, мрачная, темная палитра

III. Мысли по поводу…

Анализ опорных конспектов и изменения цветовой палитры проводится в форме беседы по следующим вопросам:

Что произошло? Кто виноват? О чем рассказ А.П. Чехова?

Ответы учащихся обобщаются и появляются следующая запись в опорном конспекте:

Город С

Ионыч

-скука,

– однообразие жизни,

– злое невежество,

– равнодушие,

– удовлетворенность «усеченным» существованием.

-стремление к покою,

– жажда наживы,

– лень души,

– отсутствие светлых идеалов.

Личностные качества героя, усугубленные бездуховной атмосферой города С, отсутствие высоких целей привели к деградации человеческой души. (Работа со словарем над понятием «деградация») Перед каждым учащимся к концу урока оказывается символическая цветовая дорога жизни Ионыча, путь его духовной эволюции. И отвлеченное понятие «деградация» становится наглядным, почти осязаемым.

IV. Дорога собственной жизни (осознание истинных ценностей, ответственности за собственную жизнь)

Постепенно приходим к мысли об ответственности за собственную жизнь, о необходимости труда души. Вновь обращаемся к словам А.П. Чехова, вынесенным в эпиграф урока, зачитывается отрывок из сочинения одного из выпускников:

«Чтобы вырастить даже самый обычный цветок, нужно приложить немало труда: выбрать наиболее соответствующее место, подготовить почву, внести подкормку, вовремя полить и прополоть. Тогда природа раскроет удивительный, радующий глаз и сердце бутон. Но если семена даже самых роскошных цветов бросить в неподготовленную землю, забыть о них, то они либо погибнут, либо будут хилыми, болезненными, выросшими на муку среди сорняков. Так и душа человека требует неустанной заботы, нельзя давать разрастаться плесени самодовольства, грубости, лени; как живая вода необходима душе красота, доброе дело…»

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Обобщение результатов опытно-экспериментального исследования
В ходе эксперимента был проведён ряд исследований, одно из них осеновывалось на опросе учащихся двух классов начальной школы (приложение№4). На констатирующем этапе эксперимента данный опрос показал, что в контрольной группе (1 "А") из 19 (100%) опрошенных только 7 (36%) детей назвали своим любимым предметом в школе урок чтения, любят читать 9 (47%) учащихся, рисовать 14 (73%) детей, со ...

Развитие мышления по методики Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Человеческое мышление – это особая психическая способность, связанная с возможностью человека решать мыслительные задачи. Своеобразие мыслительной задачи состоит в том, что человек должен лишь найти средство решения этой задачи. Любая мыслительная задача двухходовая (имея в виду цель задачи, человек отходит от ее решения, находит средства, и лишь тогда приступает к решению). Итак, мышление начина ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru