Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые методы

Страница 1

Оптимизация- это процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. Автором теории оптимизации является академик Ю. К. Бабанский.

Оптимизацию можно рассматривать как науку и как искусство. Как науку потому, что она требует знания и применения закономерностей, принципов, способов; может быть представлена в виде предписаний, требований, рекомендаций, общих для всех лиц, стремящихся оптимизировать обучение. Как искусство - требует учета конкретных условий, особенностей принятия решения в состоянии неполной информации; осуществляется людьми, имеющими свои особенности, сильные и слабые стороны, большую или меньшую способность к творчеству, интуицию.

Для чего же нужна оптимизация познавательной деятельности. Во-первых, профессиональные условия: сложность предмета – химия; желание дать детям прочные знания теоретических вопросов химии, организация самообразования по овладению всем арсеналом педагогических методов, приемов и способов действий. Во-вторых, социальные условия: химизация экономики, рост экологических проблем, кроме того, химия является основой многих современных профессий: в пищевой и нефтеперерабатывающей промышленности, самолето- и судостроении, металлургии и химических комбинатов и другие.

Введение новых программ по химии потребовало от учителей химии совершенствования форм организации учебно-воспитательного процесса, использования их в оптимальном сочетании. Не случайно в реформе общеобразовательной и профессиональной школы отмечено: «Наряду с уроком — основной формой учебного процесса — шире практиковать лекции, семинары, собеседования и другие формы обучения».

Отсюда цель современного образования состоит в предоставлении учащимся оптимальных условий для активного познавательного процесса учебного материала, личностного самовыражения, развития способностей, умения ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.

Решить эту задачу необходимо через планомерно и активно организованный обучающий процесс, учитывающий самые различные формы и методы. Именно поэтому учитель должен быть интересным для учащихся человеком, показывать образцы творчества на каждом уроке; переплетать преподавание химии со всем многообразием знаний; доказывать, что химия — царица естествознания. Оставаясь эмпирической наукой, она в значительной мере будет будить интерес учащихся к себе .

Все мы знаем, что ребята, впервые пришедшие в кабинет химии, в большинстве своем проявляют повышенный интерес к этому предмету, связанный с проведением опытов и экспериментов на уроках. Но, к сожалению, этот интерес у многих пропадает уже к третьей-четвертой четверти 8-го класса из-за сложности предмета. Значит, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы у детей не только не пропал интерес к предмету, активизировать их познавательную деятельность. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привел к появлению некоторых специфических способов обучения, одним из которых являются игровые методы. Реализация игровых методов обучения при изучении химии в условиях соблюдения дидактических и психолого-педагогических особенностей, повышает уровень подготовки учащихся.

Слово «игра» в русском языке чаще ассоциируют в значении развлечения. Но в учебном процессе «игра» приобретает более широкий смысл. Ее нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Игра – это действенное методическое средство, позволяющее непроизвольно включать ученика в творческую познавательную деятельность. И, как любое другое средство обучения, должна применяться только в сочетании с другими методами, средствами и приемами преподавания.

«В каждом настоящем человеке скрыт ребенок, который хочет выйти и начать играть» писал Ф.Ницше. Много можно найти в трудах таких педагогов как: Ю.К. Бабанский – автор теории оптимизации учебно-познавательного процесса, М.В.Кларин – выделил особенности деловых игр; Шамова, Давыденко, которые обосновали современные научные знания в области управления образовательными системами разного вида, технологии деловых игр.

Величайшие умы человечества – от Платона до Шиллера, от Коменского до Руссо – утверждали, что игра для детей – лучший способ познания. Обращение к игре педагогов (А.С.Макаренко, В.Н.Сорока – Росинский, В.А. Сухомлинский, С. Т. Шатский) объясняется поиском оптимальных способов воздействия на ученика с целью его обучения и воспитания, формирования личностных качеств.

Игровые методы в преподавании химии применяются с дореволюционных времен. С конца 20-х—начала 30-х гг. в практике обучения химии получили распространение викторины, развивающие кругозор учащихся. Наряду с викторинами появляются первые настольные игры – химическое лото и химическая линейка, которые позволили активизировать интерес учащихся и обеспечить усвоение химической символики. В 50—60 гг. появляются химические игры в слова, опыты - загадки, химические сказки, рассказы-задачи и т.п.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Организация эксперимента по формированию психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению
Результаты контрольного эксперимента выявили необходимость в развитии у испытуемых дошкольников психологической готовности к школьному обучению. Для развивающих занятий мы поставили следующие задачи: 1) развить способность самоконтроля в обучающей деятельности; 2) развивать творческие способности и воображение, формировать представления об окружающем мире, формируя интерес к познавательной деятел ...

Роль досугов в обучении детей старшего возраста двигательным умениям и навыкам
Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы, повышает то ...

Главные разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru