Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью

Новая педагогика » Особенности работы социального педагога с наркоманами » Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью

Страница 1

Итак, рассмотрим проблему подростковой уязвимости. Можно полагать, что основная причина уязвимости может быть рассмотрена с точки зрения неустойчивости подростковой Я – концепции, которая является одновременно базой как для увеличения влияния факторов наркотизации, так и для увеличения степеней личностной свободы. Поэтому профилактика наркомании и социальной дезадаптации среди подростков должна быть направлена, прежде всего, на выявление и осознание причин уязвимости подростка и преобразованием ее в общую устойчивость личности, а, следовательно, и в наркоустойчивость.

Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ "Я", подросток как бы предопределяет собственный путь развития, “пишет сценарий” своей жизни, начинает жить и действовать, стремясь не покидать намеченной линии.

В возрасте 13-14 лет у человека меняются представления о своем теле, происходят значительные физиологические изменения, проявления которых, дают о себе знать в различных сферах его жизни. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов. Меняется и развивается подростковая Я - концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично.

Самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, оценивать течение своей деятельности и ее результаты. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений человека о себе является его социокультурное окружение. Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Таким образом, самооценка- это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду, а низкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Подросток может усиливать социально желаемые и исключать социально неприемлемые формы поведения, и это оказывает определенное влияние на его самовосприятие.

Можно выделить главные, на мой взгляд, факторы развития наркотической зависимости:

· Стресс;

· Любопытство;

· Внушаемость;

· Педагогическая запущенность, инфантильность;

· Недостаточное развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций.

Как показывают исследования, подростки различаются уровнем стрессоустойчивости: дети, обладающие индивидуальной способностью, навыком или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность значительно более устойчивы к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать. Данное личностное качество может быть сформировано психологическими средствами и служить целям профилактики наркомании.

«Стресс можно определить как состояние организма и личности, возникающее в результате несоответствия между нагрузкой и имеющимися в наличии ресурсами, сопровождаемое такими эмоциями, как страх, гнев, удрученность, шоковыми реакциями и т.д.».

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Уровни развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности осуществлялась на базе МДОУ “Детский сад №1 “Первоцвет” г. Чебоксары. Для выявления уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны четыр ...

Конспект урока по народоведению по теме «русское застолье»
Преподаватель Баева Г.И. Тема: Русское застолье Цель: дать студентам конкретное представление о русском застолье, столе; добиться осознанного восприятия материала; оценить уровень подготовленности к занятиям; вызвать интерес к теме и содержанию урока; развивать самостоятельность при отборе материала; воспитывать положительное отношение к прошлому нашей Родины. Форма проведения: устный журнал. Эпи ...

Главные разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru