Роль и место контроля в системе внутришкольного управления

Страница 1

Для достижения современного качества образования большое значение имеет организация внутришкольного контроля.

Контроль - один из самых сложных видов деятельности руководителя образовательного учреждения, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения разнообразными технологиями (рисунок 4).

Контроль - составная часть внутришкольного управления, начало управленческой деятельности.

Непосредственный контроль деятельности должностного лица образовательного учреждения - внутришкольный (внутриучрежденческий) контроль осуществляет руководитель или его заместитель в соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными инструкциями. Именно контроль в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами проверок принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений, оказывается необходимая методическая помощь педагогическим работникам. Проверка деятельности учителя может быть внесена в план внутришкольного (внутриучрежденческого) контроля в случае:

планового изучения результатов текущей, промежуточной аттестации обучающихся;

необходимости оказания методической помощи учителю вследствие низких результатов письменной проверочной работы, проведенной по тексту, предложенному руководителем образовательного учреждения;

подготовки к аттестации образовательного учреждения;

подготовки к аттестации педагогических кадров (по просьбе аттестуемого);

подготовки к рассмотрению вопроса на педагогическом совете;

обращения родителей обучающихся.

Перед началом проверки необходимо, в том числе изучить нормативные документы по теме инспектирования:

определить показатели и критерии оценивания деятельности проверяемого;

ознакомиться с той частью образовательной программы, которая изучается в процессе проведения проверки;

ознакомится с существующим методическим обеспечением образовательной программы;

проанализировать состояние текущего контроля знаний обучающихся.

Контроль:

это проверка, а также наблюдение с целью проверки;

процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей (установка критериев, измерение достигнутых результатов и проведение корректировок при присутствующих отличиях).

Проверка может быть ограничена анализом проведенной письменной проверочной работы по тексту, предложенному руководителем учреждения. В этом случае желательно сравнить полученные результаты с результатами текущего контроля, который проводил учитель.

После каждого посещения учебного занятия руководителю желательно провести краткое собеседование для ознакомления с самооценкой результатов деятельности проверяемого и уточнения выполнения поурочного и тематического планирования.

Завершающим этапом в должностном контроле является подведение итогов, формирование выводов и предложений по совершенствованию работы педагогического работника или определение мер по устранению выявленных нарушений.

Примерные темы контроля:

Состояние преподавания учебного предмета.

Выполнение образовательных программ: выполнение тематического планирования (теоретическая и практическая части образовательных программ) по классным журналам; система домашних заданий (тренировочные упражнения, домашние творческие и индивидуальные работы, их объем).

Работа по исполнению законодательства о защите прав детства.

Ведение педагогическими работниками установленной школьной документации.

Подготовка к экзаменам в выпускных классах.

Организация работы педагогов над типичными ошибками обучающихся и ликвидации

пробелов в освоении учебного материала.

Состояние работы в группах продленного дня.

Состояние работы педагогов с детьми, обучающимися на дому (по болезни).

Результаты деятельности педагогов по соблюдению охраны труда и созданию безопасных условий при организации учебных занятий.

Организация образовательной деятельности молодого (вновь назначенного) педагога.

Результаты инновационной или экспериментальной работы педагогического работника.

Совместная деятельность педагогических работников в классе, классного руководителя, родителей и обучающихся по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Состояние работы педагогических работников по воспитанию сознательной дисциплины обучающихся (осознанное отношение к учебной деятельности, пропуск учебных занятий и т.п.).

Рисунок 4 - Роль и место контроля в механизме внутришкольного управления.
Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Модели игровых уроков в географии
игровой урок география знание Урок был, есть и в образном будущем останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся. Все попытки найти эквивалент уроку, заменить его другими формами организации учебных занятий ни в России, ни за рубежом успеха не имели. Однако, это не значит, что урок — нечто застывшее и нерушимое. Поиски новых форм организации урока, подготовка и проведение так ...

Препятствия, мешающие стать женщине руководителем
Есть женщины, которые хотели бы быть руководителем, но не могут. Какие же мешают препятствия? Прежде всего, для руководства требуется много времени. Средняя продолжительность рабочего дня начальника цеха, директора промышленного предприятия и их заместителей – 10-12 часов. Как в шутку говорят, у них 8-часовой рабочий день – от 8 утра до 8 вечера. Начальники отделов, служб заняты чуть меньше. Дефи ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru