Воображение человека многофункционально. Среди его важнейших функций выделяют:
1) гностически-эвристическую - позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности;
2) защитную - позволяет регулировать эмоциональное состояние ( удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.);
3) коммуникативную - предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата;
4) прогностическую – заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект.
Преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.
Принято различать несколько способов создания образов:
1. Агглютинация — "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. К примеру, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы).
2. Акцентирование или заострение — выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе. Карикатуристы выделяют самое существенное в образе, меняя пропорции: болтуна изображают с длинным языком, любителя поесть наделяют объемистым животом.
3. Гиперболизация— увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета или их смещение. Например, многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп.
4. Схематизация— сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними. Так создаются национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.
5. Типизация —выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача.
Воображение человека многофункционально. Среди его важнейших функций выделяют:
1) гностически-эвристическую - позволяет воображению находить и выражать в образах наиболее существенные, значимые стороны действительности;
2) защитную - позволяет регулировать эмоциональное состояние ( удовлетворять потребности, снижать напряжение и т.д.);
3) коммуникативную - предполагает общение либо в процессе создания продукта воображения, либо при оценки результата;
4) прогностическую – заключается в том, что продукт воображения является целью, к которой стремится субъект.
Похожие статьи:
Два принципа исследования инноваций в системе образования и обучение в пенитенциарной системе
Как известно, одной из важнейших социальных проблем в разные этапы развития общества являлась преступность. В разные эпохи существования человечества общество пыталось разрешить эту проблему, как правило, ужесточая меры пресечения. Однако применение подобных мер лишь усугубляло криминализацию общества и не снижало социальной напряженности. В последние несколько десятилетий руководства многих госу ...
Цель и задачи деятельности классного руководителя
компетентностный внеклассный учащийся воспитание Работа классного руководителя должна быть ориентирована на кодекс школы и традиционные правила высокой общечеловеческой и национальной культуры. Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Выделяют пять основных задач, решение которых позв ...