Руководитель коллектива постоянно сталкивается с необходимостью определения (диагностики) художественно-творческих способностей участников, необходимого для правильной ориентации людей, пришедших в художественную самодеятельность для занятий тем или иным видом искусства. Диагностические данные нужны ему для оптимального художественного развития каждого участника, для осуществления индивидуального подхода в обучении искусству.
Диагностика способности нужна не для отбора наиболее способных, а для создания максимально благоприятных условий, обеспечивающих полноценное развитие всех участников. Необходимо видеть разницу между использованием художественной самодеятельности как массовой формы проявления способности, приобщение к начальным формам творчества всех слоев населения и ее творческой организацией, строящей и решающей сложные эстетические исполнительские и педагогические задачи.
Практика показывает что порою в коллектив художественной самодеятельности из-за отрицательного диагноза творческих способностей не принимают человека, который очень хочет заниматься искусством в подобных случаях вероятность не точного диагноза весьма высока т.к. повышенное стремление к какой либо деятельности обычно связана с соответствующими способностями и задатками. Исходя из этого необходимо привлекать в самодеятельные коллективы всех желающих. Методика диагностики художественно-творческих способностей необходима для правильной, эффективной организации учебно-творческого процесса, но не для отбора наиболее способных.
Способность творчеству как к новаторской нестандартной деятельности не принадлежит к числу врожденных. И то, что у некоторых людей эта способность развита не значительно, объясняется, как правило, недостатками воспитания, в котором преобладающими были методы некритического, несознательного усвоения образцов, норм и требования, подавлялась возможность проявления инициативы и самостоятельности.
Всесторонность личности должна, в частности проявляться и в способности перенимать опыт и знания, накопленные предшественниками, и в способности обогащать его новым и ценным в процессе собственной деятельности.
Способность к творчеству может развиваться только в творческой обстановке, предполагающей возможность свободной инициативы, самостоятельности в обстановке, нацеленной на создание нового и оригинального, а не на повторение, копирование известного. Репродуктивная деятельность, подражание образцам (даже очень высоким) может повышать мастерство, но не развивать творческие задатки. Установка на творчество может сформироваться вне самодеятельного объединения до вступления в него. Тогда задача руководителя заключается в создании условий для творчества. Но если такая позиция не сформирована и у человека нет установки на оригинальную, новаторскую и общественно значимую деятельность, ее предстоит развивать, воспитывать.
Установка на творчество возникает только, в тех случаях, когда оригинальность, индивидуальность и общественная полезность является для человека ценностью. Развитие ценностного отношения к оригинальности, неповторимости, новизне представляет одну из важнейших частных задач в деле формирования установки на творчество.
Одной из решений этой задачи заключается в развитии способности участников различать и ценить в творчестве больших мастеров своеобразие, индивидуальность, новаторство.
Руководителю важно вселять в участников уверенность, что подлинное творчество (оригинальность, новаторство) доступно не только профессионалам, что работа участника самодеятельности может оказаться интересной именно благодаря индивидуализации и своеобразию, даже при известном недостатке мастерства. Полезно в этом плане знакомить участников с лучшими образцами народного и самодеятельного творчества, работами народных умельцев, изобретателей самоучек, наивными, но свежими творениями детей.
Похожие статьи:
Сущность педагогического взаимодействия
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь. Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере. В диал ...
Педагогическое общение в
структуре педагогической деятельности
Педагогическое общение - есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Это - личностно и социально ориентированное взаимодействие. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических средств. А.А. Леонтьев выделяет следующие характеристики педаго ...