Сущность педагогического взаимодействия

Новая педагогика » Речевая культура педагога » Сущность педагогического взаимодействия

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

В диалогических отношениях существуют две формы диалога:

· внутренний;

· внешний.

Для возникновения этих форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:

· выбор решения из альтернатив;

· разрешение проблемных ситуаций;

· поиск суждений относительно определенного факта или явления;

· решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);

· выдвижение гипотез и предположений.

Для создания условий внешнего диалога проектируются:

· вопросительный образ общения;

· обмен мнениями, идеями, позициями;

· дискуссии;

· коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;

· полифункциональный анализ идей и гипотез;

· творческие мастерские.

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагаются: противоречивость, возможность оценки, вопросительность и возможность выразить свою точку зрения для каждого из участников. Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.

Стиль педагогического общения и его структура

Под стилем педагогического общения

понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:

· коммуникативные возможности педагога;

· сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

· творческая индивидуальность педагога;

· особенности учащихся.


Похожие статьи:

Личные качества женщины-руководителя
Женщин, особенно молодых специалистов, нередко задевает тот факт, что на руководящие должности выдвигают преимущественно лиц мужского пола. Теоретически и женщины, и мужчины имеют равные возможности стать руководителями, но фактически все выглядит несколько иначе. Основные препятствия на пути продвижения женщины заключаются в следующем: а) недостаток времени (из-за домашних забот женщина нередко ...

Художественная деятельность как средство развития творческого воображения
Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение – основное новообразование дошкольного детства. Этот возрастн ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru