Сущность педагогического взаимодействия

Новая педагогика » Речевая культура педагога » Сущность педагогического взаимодействия

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Важнейшей характеристикой личностной стороны педагогического взаимодействия является возможность воздействовать друг на друга и производить реальные преобразования не только в познавательной, эмоционально-волевой, но и в личностной сфере.

В диалогических отношениях существуют две формы диалога:

· внутренний;

· внешний.

Для возникновения этих форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий. При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:

· выбор решения из альтернатив;

· разрешение проблемных ситуаций;

· поиск суждений относительно определенного факта или явления;

· решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);

· выдвижение гипотез и предположений.

Для создания условий внешнего диалога проектируются:

· вопросительный образ общения;

· обмен мнениями, идеями, позициями;

· дискуссии;

· коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;

· полифункциональный анализ идей и гипотез;

· творческие мастерские.

Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагаются: противоречивость, возможность оценки, вопросительность и возможность выразить свою точку зрения для каждого из участников. Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.

Стиль педагогического общения и его структура

Под стилем педагогического общения

понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:

· коммуникативные возможности педагога;

· сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

· творческая индивидуальность педагога;

· особенности учащихся.


Похожие статьи:

Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости
По итогам констатирующего этапа исследования были проведены формирующие занятия с целью развития навыков внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения детей с нарушением интеллекта. В этих занятиях участвовали все дети экспериментальной группы. По мнению Лисиной и Ломова, психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, а так ...

Оптимизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через игровые методы
Оптимизация- это процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. Автором теории оптимизации является академик Ю. К. Бабанский. Оптимизацию можно рассматривать как науку и как искусство. Как науку потому, что она требует знания и применения закономерностей, принципов, способов; может быть представлена в виде предписаний, требований, рекомендаций, общих для всех лиц, стремящихся оптимизи ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru