Сущность рефлексии и способы ее проведения

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Сущность рефлексии и способы ее проведения

Страница 1

Остановимся на наиболее характерных особенностях рефлексии учителя в системе «я и другие»:

- предметом анализа учителя в данном случае является некоторое практической решение, полученное в опыте других учителей или в его собственной деятельности;

- по отношению к решению учитель занимает своеобразную исследовательскую позицию. Его целями являются выработка достаточно отчетливого представления о данном решении, определение личностного отношения к нему, изучение возможностей его переноса из одних условий в другие;

- изучение практического решения происходит через соотнесение его как с опытом других учителей, так и со своим собственным опытом. При этом собственные решения рассматриваются через призму опыта решений других учителей, а решения, предлагаемые другими,- через призму собственного опыта. В основе обмена опытом лежит диалог (дискуссия, спор), в процессе которого дается критическая оценка полученных решений, вычленяются их достоинства и недостатки, определяются пути дальнейшего поиска;

- кардинальным условием эффективного исследования практический решений является поиск оснований, которые определяют построение данных решений. При анализе решений главное не их описание (хотя и оно необходимо), а раскрытие ведущих идей, положенных в основу выработки этих решений, проработка их конструктивных схем, определение критериев и показателей успешности их реализации. Речь идет о выявлении принципов создания таких конструктивных схем, о раскрытии внутренней логики практических решений учителя. Без этого нельзя ни рационально понять структуру практических решений, ни конструктивно их использовать.

Рефлексия учителя характеризуется тем, что он способен внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудность как стимул дальнейшего развития, преодоление собственных пределов. Рефлексирующий учитель- это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт учитель, обладающий способностью к саморазвитию. Важно, что результативность воздействия педагога на учащихся значительно повышается благодаря рефлексивным процессам.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную деятельность учителя и проявляются:

- в процессе практического взаимодействия педагога с учащимися, когда он стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки обучающихся;

- в процессе проектирования деятельности учащихся, когда учитель разрабатывает цели обучения и конструктивные цели их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развития;

- в процессе самоанализа и самооценки учителем собственной деятельности и самого себя как ее субъекта.

Без постоянного анализа и самоанализа учитель не был бы в состоянии глубоко осознавать возникающие в практике проблемы, правильно выбирать пути их решения, критически оценивать и корректировать полученные результаты.

Необходимость рефлексивного отношения учителя к собственной профессиональной деятельности определяется тем обстоятельством, что индивидуальная деятельность любого учителя приобретает смысл лишь в общей системе работы школы как целостного социального института. Учитель постоянно соотносит свой опыт с опытом других учителей и с достижениями педагогической науки.

С одной стороны, учитель осваивает этот социальный опыт, используя его при организации своей индивидуальной деятельности, а с другой- вносит собственный вклад в развитие педагогического опыта, передавая другим свои индивидуальные достижения. Именно поэтому каждому учителю необходимо смотреть на свою деятельность не только «изнутри», но и как бы «со стороны», сделать ее предметом специального анализа, объективировать эту деятельность для себя и для других.

В том случае, когда учитель осваивает опыт других, он решает педагогические задачи. Однако это новые по своему характеру задачи, которые аналитически выделяются из общей функциональной системы профессионально- педагогической деятельности в целях их специального изучения. Таковы, например, задачи, связанные с изучением коллектива и личности, с организацией совместной деятельности учащихся. Особая задача возникает перед учителем и в том случае, когда он передает свой индивидуальный опыт другим, одна из причин этого- индивидуализированность того языка, которым оперирует учитель- практик.

Для нас особое значение имеет рефлексия в образовании, которая проявляется в постоянном осмыслении, переосмыслении и преобразовании своего опыта.

Мы исходим из того, что рефлексия в студенческие годы выступает системообразующим личностным свойством саморазвития. Для нас особый интерес представляют исследования голландских ученых, которые разрабатывают технологии обучения рефлексии в педагогическом университете .

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Понятие и принципы дифференцированного обучения
дифференциальный обучение мотивация школьник На современном этапе разработкой проблемы дифференцированного обучения занимается И.Э. Унт, который изложил теорию дифференцированного обучения. В течение длительного времени проблема дифференцированного обучения в советской дидактике не была актуальной. Проблема индивидуализации учебной работы встала на повестку дня тогда, когда вновь стало актуальным ...

Уязвимость подростков перед наркотической зависимостью
Итак, рассмотрим проблему подростковой уязвимости. Можно полагать, что основная причина уязвимости может быть рассмотрена с точки зрения неустойчивости подростковой Я – концепции, которая является одновременно базой как для увеличения влияния факторов наркотизации, так и для увеличения степеней личностной свободы. Поэтому профилактика наркомании и социальной дезадаптации среди подростков должна б ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru