- предусматривает возможные затруднения в освоении изучаемого материала;
- планирует способы саморазвития учащихся.
В конструктивных умениях- стимулирование интереса учащихся:
- сообщает важность темы по отношению к содержанию учебного предмета;
- использует интересные, необычные аспекты темы;
- персонализирует урок с помощью опыта учащихся
В организаторских умениях- умение организовать сотрудничество детей и взрослых:
- организует обучение как процесс самовыражения учащихся;
- обеспечивает координацию совместной деятельности учащихся
В коммуникативных умениях- умение саморегуляции деятельности:
- умеет изменять собственную позицию по отношению к другому;
- имеет собственное мнение о человеке на основе своих наблюдений и изучения его поступков и характера;
- умеет контролировать и проектировать свое эмоциональное состояние Умение строить взаимоотношения:
- знает механизмы общения и средства педагогической коммуникации (подражание, суггестия, убеждение, заражение);
- умеет анализировать психическое состояние каждого ученика и всех вместе;
- умеет анализировать и регулировать отношения в педагогическом процессе;
- умеет поставить диагноз ошибки ученика (понять ход мысли, его затруднение);
- умеет исправить ошибку;
- ориентируется на личностные достижения ученика, способствует росту его достижений и развитию позитивной самооценки;
- умеет быть эмпатийным;
- умеет слушать и слышать;
- умеет строить совместную деятельность на основе сотрудничества.
Анализ данной классификации позволяет зафиксировать, что рефлексивные умения пронизывают все группы общепрофессиональных умений педагога.
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно предположить, что рефлексивные умения - это умения осознавать и оценивать себя и других как субъектов профессиональной педагогической деятельности и корректировать свою деятельность в соответствии с данным оцениванием. Исходя из этого, становится возможным выделить следующие признаки, характеризующие рефлексивные умения:
- применимость к разному предметному содержанию;
- подвижность;
- осознанность выполняемых операций.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что рефлексивные умения будущих учителей- обобщенные умения, так как обладают признаками обобщенных умений и пронизывают все группы общепрофессиональных умений педагога.
Опираясь на вышеизложенное мы предлагаем следующие критерии оценки рефлексивных умений: деятельностный и субъектный, которые в свою очередь характеризуются следующими показателями.
Деятельностный критерий включает в себя следующие показатели:
- операциональная полнота;
- перенос отработанного вида рефлексии на другую педагогическую задачу.
Субъектный критерий характеризуется следующими показателями:
- интерес и удовлетворенность студентов собственной профессиональной деятельностью;
- самоощущение студента в группе;
- самооценка динамики в освоении профессиональной педагогической деятельности.
Похожие статьи:
Устный журнал
Еще одной из форм проведения массового внеклассного мероприятия является – устный журнал. Устный журнал – это мероприятие, при проведении которого сведения сообщаются в форме отдельных «страниц». Он может быть тематическим и комбинированным. Тематический. Название тематического журнала в образной форме отражает его содержание, например, «Загадки железа», «Здравствуй, робот!» и т.п. В этом случае ...
Гуманизация образования сегодня
В наиболее общем виде под гуманизацией образования сегодня понимают «процесс развития системы образования с целью придания ему человеческой направленности, то есть ориентированности на реализацию человеческих интересов и ценностей». Вследствие этого гуманизация рассматривается в системе современных педагогических принципов в качестве наиважнейшего исходного теоретического положения, определяющего ...