- предусматривает возможные затруднения в освоении изучаемого материала;
- планирует способы саморазвития учащихся.
В конструктивных умениях- стимулирование интереса учащихся:
- сообщает важность темы по отношению к содержанию учебного предмета;
- использует интересные, необычные аспекты темы;
- персонализирует урок с помощью опыта учащихся
В организаторских умениях- умение организовать сотрудничество детей и взрослых:
- организует обучение как процесс самовыражения учащихся;
- обеспечивает координацию совместной деятельности учащихся
В коммуникативных умениях- умение саморегуляции деятельности:
- умеет изменять собственную позицию по отношению к другому;
- имеет собственное мнение о человеке на основе своих наблюдений и изучения его поступков и характера;
- умеет контролировать и проектировать свое эмоциональное состояние Умение строить взаимоотношения:
- знает механизмы общения и средства педагогической коммуникации (подражание, суггестия, убеждение, заражение);
- умеет анализировать психическое состояние каждого ученика и всех вместе;
- умеет анализировать и регулировать отношения в педагогическом процессе;
- умеет поставить диагноз ошибки ученика (понять ход мысли, его затруднение);
- умеет исправить ошибку;
- ориентируется на личностные достижения ученика, способствует росту его достижений и развитию позитивной самооценки;
- умеет быть эмпатийным;
- умеет слушать и слышать;
- умеет строить совместную деятельность на основе сотрудничества.
Анализ данной классификации позволяет зафиксировать, что рефлексивные умения пронизывают все группы общепрофессиональных умений педагога.
Таким образом, опираясь на вышеизложенное, можно предположить, что рефлексивные умения - это умения осознавать и оценивать себя и других как субъектов профессиональной педагогической деятельности и корректировать свою деятельность в соответствии с данным оцениванием. Исходя из этого, становится возможным выделить следующие признаки, характеризующие рефлексивные умения:
- применимость к разному предметному содержанию;
- подвижность;
- осознанность выполняемых операций.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что рефлексивные умения будущих учителей- обобщенные умения, так как обладают признаками обобщенных умений и пронизывают все группы общепрофессиональных умений педагога.
Опираясь на вышеизложенное мы предлагаем следующие критерии оценки рефлексивных умений: деятельностный и субъектный, которые в свою очередь характеризуются следующими показателями.
Деятельностный критерий включает в себя следующие показатели:
- операциональная полнота;
- перенос отработанного вида рефлексии на другую педагогическую задачу.
Субъектный критерий характеризуется следующими показателями:
- интерес и удовлетворенность студентов собственной профессиональной деятельностью;
- самоощущение студента в группе;
- самооценка динамики в освоении профессиональной педагогической деятельности.
Похожие статьи:
Коррекционная работа по преодолению ОНР III уровня у дошкольников на занятияхлогопедической ритмики
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи), поздни ...
Энергосбережение на занятиях факультатива
Большую роль в обучении энергосбережению имеют занятия факультатива по программе «Азбука Берегоши». Содержание программы, реализуемое в игровой форме, позволяет привить учащимся 2—4 классов первоначальные навыки и усвоить простейшие способы экономии и бережливости электрической энергии на бытовом уровне. У учащихся формируются первоначальные представления об энергии и энергоресурсах, развиваются ...