Сущность рефлексии и способы ее проведения

Новая педагогика » Формирование рефлексии у будущих педагогов » Сущность рефлексии и способы ее проведения

Страница 3

Необходимо заметить, что общепрофессиональные умения учителя разными исследователями определяются по- разному. Так, умение рассматривается как «владение определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого- педагогических или методических знаний» (О.А.Абдуллина); как «способ действия, который сознательно реализуется в педагогической системе и опирается на совокупность навыков, задатков и педагогических способностей» (А.А.Деркач); как «творческие действия, образующиеся на основе сформированных знаний и навыков» (Л.Ф.Спирин).

Психологической основой формирования общепрофессиональных умений будущего учителя выступает общепсихологическая теория деятельности ее приложения в конкретных областях психологии.

Процесс формирования общепрофессиональных умений будущих учителей предполагает овладение внешней (предметной) и внутренней (идеальной) сторонами педагогической деятельности. Овладевая лишь внешней предметной деятельностью, то есть практическими действиями, учитель определяет способ действия на основе лишь логики практических действий (сначала делает, а потом анализирует, почему данные действия привели или не привели к нужному результату). Но логика практических действий не вскрывает закономерные связи между компонентами педагогического процесса. Поэтому часто учителя не могут обосновать, какие способы действия и почему были выбраны в данной ситуации, они лишь копируют действия или слепо следуют методическим рекомендациям. Внешняя предметная деятельность учителя должна предваряться внутренней (идеальной), то есть осуществляться осмысление цели действий, ожидаемых результатов, предполагаемых действий, условий их выполнения.

Каждое общепрофессиональное умение учителя может рассматриваться как определенная совокупность интеллектуальных и практических действий, целенаправленных и взаимосвязанных, выполняемых в определенной последовательности. Сознательное педагогическое действие- это «проектируемое, прогнозируемое действие, основанное на осмыслении его цели, способов выполнения, принципов выбора этих способов. Именно глубокая теоретическая основа придает педагогическим умениям целенаправленный сознательный характер».

Общепрофессиональные умения будущих учителей формируются как в процессе стихийно- повседневной практической педагогической деятельности на уровне обыденного сознания, так и в процессе осознанной профессиональной работы и обучения на уровне научно- теоретического сознания, который, в свою очередь, предполагает рефлексивное мышление.

Переходя к рефлексивным умениям будущих учителей, отметим, что в психолого- педагогической литературе нет единого определения рефлексивных умений, причем не все классификации позволяют выделить данный тип умений, хотя общепризнано, что рефлексия выступает как средство организации самоуправляемого процесса становления профессиональной компетентности будущего учителя, индивидуального стиля профессиональной деятельности.

По мнению многих исследователей, рефлексивные умения занимают важное место в системе общепрофессиональных умений педагога, так как именно на основе рефлексивных умений происходит становление профессиональной компетентности специалиста. Формирование рефлексивных умений является на протяжении последних десяти лет одной из общепризнанных целей общепрофессиональной подготовки преподавателей во всем мире. Как показал анализ иностранной литературы (Германия, Австрия и Голландия) в рамках обучения в педагогическом вузе будущие учителя посещают специальные консультации, в ходе которых формируются рефлексивные умения, становления профессиональной компетентности будущего учителя.

Остановимся более подробно на двух основных классификациях рефлексивных умений. Первая классификация выделяет рефлексивные умения в отдельную группу (И.А.Зимняя). Вторая классификация в каждой группе общепрофессиональных умений педагога (познавательные, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные) позволяет выделить рефлексивные умения (Г.И.Михалевская). Для нас особый интерес представляет вторая классификация, которая полагает, что в каждой группе общепрофессиональных умений педагога преобладает определенный вид рефлексии.

При этом в каждой группе общепрофессиональных умений учителей выделяются следующие рефлексивные умения. В познавательных умениях-умение анализировать достоинства и недостатки собственной деятельности и личности:

- субъект опирается в решении педагогических задач на самые сильные стороны своей личности;

- ищет причины неудач в недостатках собственной деятельности и личностных свойствах;

- умеет перестраивать свою деятельность в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

В проектировочных умениях- умение дать психолого- педагогический анализ темы курса до ее изучения учащимися и соотнести материал данной темы с курсом:

Страницы: 1 2 3 4


Похожие статьи:

Учим культуре энергосбережения
Известно, что экономия в любой отрасли народного хозяйства достигается снижением потерь, использованием ресурсосберегающих технологий, рачительным ведением хозяйства. В последнее время во всём мире наблюдается увеличение потребностей в электроэнергии, растёт потребление энергоресурсов. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у людей нового сознания в области сохранности и эконом ...

Приемы формирования знаний и умений по обогащению английского вокабуляра с применением коммуникативного подхода
Коммуникативный подход - это «стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление материала и способов действий с ним, а так же на осознание требований к эффективности высказывания». Основным же критерием, позволяющим отличить этот подход от других видов учебной деятельности, является то, что учащиеся самостоятельно ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru