В таблице приведена полная характеристика содержательной (содержание процесса межличностного взаимодействия) и формальной (приемы и средства, используемые при межличностном взаимодействии) сторон трех стилей.
Таблица
|
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
|
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ | |
|
Деловые, краткие распоряжения |
Дела в группе планируются заранее во всем их объеме |
|
Запреты без снисхождения, с угрозой |
Определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны |
|
Эмоции не принимаются в расчет | |
|
Позиция лидера – вне группы | |
|
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | |
|
Инструкция в форме предложений |
Мероприятия планируются не заранее, а в группе |
|
Не сухая речь, а товарищеский тон |
За реализацию предложений отвечают все |
|
Похвала и порицание – с советами |
Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются |
|
Распоряжения и запреты – с дискуссиями | |
|
Позиция лидера – внутри группы | |
|
Попустительский стиль | |
|
Тон – конвенциональный |
Дела в группе идут сами собой |
|
Отсутствие похвалы, порицаний |
Лидер не дает указаний |
|
Никакого сотрудничества |
Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера |
|
Позиция лидера – незаметно в стороне от группы | |
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место «смешанные» стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися, имеющими низкий уровень социально-психологического и личностного развития.
Похожие статьи:
Понятие и сущность графической иллюстрации.
Возникновение и развитие графической иллюстрации в России
Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение) - вид книжной графики, ее основа. Термин "иллюстрация" можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художеств ...
Методика работы над орфограммами, регулируемыми правилами
В работе над орфограммами, регулируемыми правилами выделяются два этапа: ознакомление с орфограммой и правилом; формирование орфографических умений. Ознакомление с орфограммой и правилом складывается из следующих элементов: восприятия слов; ознакомления с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа; запоминания и воспроизведения учащимися нового правила ...