Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет в процессе художественной деятельности. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
2) оценить степень эффективности предложенной системы работы.
Методика поэтапного обучения строилась в зависимости от темы и поставленной цели занятия. Сначала ребенку показывали, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем следовало совместное действие, и только после этого он действовал самостоятельно. Обязательной была актуализация прошлого опыта ребенка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый управлял этим процессом. Учитывая индивидуальные возможности и особенности ребенка, в одних случаях использовалась организующая и направляющая помощь, в других проводилась совместная работа. Детей учили умению выделять главное, намечать план действий, осуществлять самоконтроль. При подготовке к занятиям нами учитывались не только сложность задания, которое будет предложено ребенку, но и его объем.
На всех занятиях мы обучали детей приемам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка детьми своих работ и работ товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе выполнения задания оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка.
Программа развития творческого воображения у детей 5-6 лет основана на специально подобранных играх. Работа проводилась в группе 10 человек. Программа состоит из следующих блоков: ориентировочный, планирующий, деятельностный, оценочный (таблица 2).
Рассмотрим каждый блок работы.
Блок 1.
Целью является формирование операциональных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учили видению и построению образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировали в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке. В данном блоке использовались следующие игры: «Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Кто больше придумает и нарисует».
Таблица 2 Программа развития творческого воображения у детей 5-6 лет в процессе художественной деятельности
Блок |
Цели |
Игры |
ориентировочный |
формирование операциональных навыков, необходимых для создания образов воображения |
«Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Кто больше придумает и нарисует» |
планирующий |
обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры |
«Составление рассказов», «Небывальщина», «Дорисуй картинку», «Путешествие в картины», «Дорисовываем рассказ» |
Деятельностный |
включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения |
«Геометрические фигуры в предметах», «Волшебные превращения», «Дорисовывание на основе данного предмета» |
Оценочный |
развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка |
«Иллюстрации к сказке», «Сочини историю», «Опорные слова» |
Задания 1 блока способствовали активизации познавательных процессов ребенка и актуализации имеющегося у него запаса знаний и представлений об окружающем. Используя прошлый опыт, уточняя его, обучая видению и созданию образов предметов, мы создавали базу, на основе которой возможно дальнейшее развитие воображения.
Похожие статьи:
Работа с родителями
Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть. Психолого педагогическое просвещение родителей, осуществляемое дошкольным учреждением имеет целевую направленность. Критериями эффективности работы по включению родителей в деятельность дошкольного учреждения являются: - повышение уровня педагогической культуры родителей; - посещение ...
Особенности формирования ценностного отношения к
профессиональной деятельности у будущих учителей
Важным показателем успешности профессионального становления будущего педагога является сформированность его ценностно-смысловой сферы. Так Н.Н. Никитина отметает важность выдвижения на передний план аксиологического подхода к подготовке учителя, согласно которому педагогическое образование должно обеспечить не только усвоение профессиональных знаний и умений, но и развить его ценностное сознание, ...