Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности

Новая педагогика » Педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности » Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности

Страница 1

Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет в процессе художественной деятельности. В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:

1) разработать и апробировать систему средств, методов и форм работы, направленной на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

2) оценить степень эффективности предложенной системы работы.

Методика поэтапного обучения строилась в зависимости от темы и поставленной цели занятия. Сначала ребенку показывали, как надо выполнять работу, как можно создавать новый образ, затем следовало совместное действие, и только после этого он действовал самостоятельно. Обязательной была актуализация прошлого опыта ребенка с помощью вопросов, опорных слов, наглядных средств. Взрослый управлял этим процессом. Учитывая индивидуальные возможности и особенности ребенка, в одних случаях использовалась организующая и направляющая помощь, в других проводилась совместная работа. Детей учили умению выделять главное, намечать план действий, осуществлять самоконтроль. При подготовке к занятиям нами учитывались не только сложность задания, которое будет предложено ребенку, но и его объем.

На всех занятиях мы обучали детей приемам творческой деятельности. Проводилась работа, помогающая возникновению замысла; составлению плана его реализации; выделению главного; процессу создания образа или образной ситуации; анализу результатов. Обязательным этапом была оценка детьми своих работ и работ товарищей. Для создания положительного эмоционального состояния детей мы старались обеспечить каждому ситуацию успеха, поэтому в процессе выполнения задания оказывали разные виды помощи. Учитывали индивидуальные возможности и особенности каждого ребенка.

Программа развития творческого воображения у детей 5-6 лет основана на специально подобранных играх. Работа проводилась в группе 10 человек. Программа состоит из следующих блоков: ориентировочный, планирующий, деятельностный, оценочный (таблица 2).

Рассмотрим каждый блок работы.

Блок 1.

Целью является формирование операциональных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учили видению и построению образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировали в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке. В данном блоке использовались следующие игры: «Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Кто больше придумает и нарисует».

Таблица 2 Программа развития творческого воображения у детей 5-6 лет в процессе художественной деятельности

Блок

Цели

Игры

ориентировочный

формирование операциональных навыков, необходимых для создания образов воображения

«Дорисуй картинку», «Узнай предметы и нарисуй их», «Кто больше придумает и нарисует»

планирующий

обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры

«Составление рассказов», «Небывальщина», «Дорисуй картинку», «Путешествие в картины», «Дорисовываем рассказ»

Деятельностный

включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения

«Геометрические фигуры в предметах», «Волшебные превращения», «Дорисовывание на основе данного предмета»

Оценочный

развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка

«Иллюстрации к сказке», «Сочини историю», «Опорные слова»

Задания 1 блока способствовали активизации познавательных процессов ребенка и актуализации имеющегося у него запаса знаний и представлений об окружающем. Используя прошлый опыт, уточняя его, обучая видению и созданию образов предметов, мы создавали базу, на основе которой возможно дальнейшее развитие воображения.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Общение как средство педагогического сотрудничества
общение педагогический диалогический невербальный Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. Общение , или коммуникация, – широкое и емкое понятие, которое применяется для обозначения осознанной и неосознанной вербальной связи, передачи и приема информации. Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания ме ...

Основные аспекты профильного обучения
В соответствии с Концепцией развития РК до 2015 года, одобренной Правительством РК 24.0204, Государственной программой развития образования РК на 2005-2010 годы, утвержденной Президентом РК от 11 октября 2004 года № 1459, на 3 ступени – среднее общее образование, предусматривается профильное обучение, продолжительность 2 года, 11-12 классы, ставится задача создания "системы специализированно ...

Главные разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru