Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности

Новая педагогика » Педагогические условия развития творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности » Система работы по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной деятельности

Страница 2

Блок 2.

Основной целью стало обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры. Ребенок учился анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки; видеть связь предметов по содержанию; уметь расположить их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.

В этом блоке заданий использовались тематические композиции (например: «город», «сад», «школа», «деревня», «дом», «праздник», «стройка», «спорт» и т.д.). Дети должны быть знакомы с материалом, предлагаемым в заданиях.

Использовались следующие игры: «Составление рассказов», «Небывальщина», «Дорисуй картинку», «Путешествие в картины», «Дорисовываем рассказ».

Задания 2 блока продолжали работу по совершенствованию познавательных процессов ребенка, расширению и уточнению имеющегося у него запаса знаний и представлений об окружающем. Составляя композиции, ребенок не просто устанавливал причинно-следственные зависимости, но и включался в активный процесс создания полного сюжета, собственной воображаемой ситуации, самостоятельно придумывал и фантазировал. У него укреплялся интерес к занятиям, активизировалась речь.

Блок 3.

На третьем этапе основное внимание уделялось приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения - это один из важных компонентов развития воображения.

В данном блоке заданий использовались в качестве эталона как всевозможные геометрические фигуры, так и абстрактные элементы разной конфигурации.

Нами использовались следующие игры: «Геометрические фигуры в предметах», «Волшебные превращения», «Дорисовывание на основе данного предмета».

Задания 3 блока способствовали максимальной активизации всех психических процессов и особенно операций анализа и синтеза, продолжалось формирование операциональных компонентов воображения, создавая предпосылки самостоятельной творческой деятельности. Наряду с созданием рисунков по заданным эталонам, мы предлагали ребенку рассказать о том, что он изобразил. Овладение этой деятельностью было основанием для перехода к следующему этапу обучения.

Блок 4.

На четвертом этапе целью работы стало развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка. В процессе обсуждения и уточнения представлений об окружающем мире он обучался пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций, схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию. Особое внимание в заданиях этого блока уделялось словесной опоре.

Мы использовали следующие игры: «Иллюстрации к сказке», «Сочини историю», «Опорные слова».

Разрабатывая данные блоки заданий, мы считали, что основным условием формирования воображения должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Предусматривалось оказание адекватной помощи со стороны взрослого при одновременном овладении ребенком необходимыми структурными и операциональными компонентами воображения и постепенный переход его деятельности из внешнего плана во внутренний. Этапы обучения включали систему занятий, в которых предлагали задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Мы умышленно не разделяли их, так как считаем, что воссоздающее воображение может быть источником проявления элементов творчества ребенка, а наша главная цель – развитие воображения как одной из важнейших способностей человеческой психики.

При разработке методики нами учитывались принципы отечественных и зарубежных психологов о единстве сознания и деятельности, развитии психики в деятельности, о потенциальных возможностях ребенка, «зоне ближайшего развития».

Формирующий этап эксперимента длился один месяц. Работа проводилась в первой и второй половинах дня.

Дети проявили большой интерес с самого начала формирующей работы. Игра «Дорисуй картинку» была знакома детям по методике «Дорисовывание фигур». В игре принимали участие все дети. Трудностей с выполнением задания не возникло. Тем не менее, дети поначалу боялись отвечать, боясь сказать что-то неверно или неправильно. В ходе дальнейшей работы дети стали раскрывать себя в большей мере.

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Общие рекомендации к проведению массажа
Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении. В среднем может быть достаточно двух-трех процедур в неделю, проводимых подряд или через день. Обычно массаж проводят циклом по 10 - 20 процедур. Эти циклы можно повторять с перерывом от двух недель до двух месяцев. При выраженных нарушениях тонуса мышц массаж может проводиться в течение года и более. Длите ...

Констатирующий эксперимент. Диагностика уровней познавательного развития старших дошкольников
Для выявления уровней эстетического восприятия детей старшего дошкольного возраста, использовались иллюстрации Т.Г. Юфа. Проведём с детьми беседу о иллюстрациях Юфа и Ивана Билибина. Предлагаем детям рассмотреть и ответить на вопросы к иллюстрации Т.Г. Юфа к сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Что художница изобразила на рисунке? В какой позе находится царевна? Расс ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.smarteducator.ru